Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ ТРЕТЬЯ ПАРТИЯ




Читайте также:
  1. J16ac2FP60AKF. (Kali-p16). ( Калининград, партия №16 (из природного янтаря).
  2. Воистину, партия Аллаха – это преуспевшие»2
  3. Глава 23. Спасение русского алфавита и третья сила
  4. Глава 9. Третья запись брата Николая
  5. ГЛАВА 9. Третья запись брата Николая
  6. Глава восемьдесят третья
  7. Глава двадцать третья
  8. ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ
  9. Глава двадцать третья

Мне пришло в голову, что разумное объяснение может дать подход с позиций так называемой "гипотетической третьей партии", предложенной рядом ведущих египтоло­гов для объяснения одной из великих загадок истории и хронологии Египта.

Археологические данные свидетельствуют в пользу того, что цивилизация Древнего Египта не развивалась медленно и мучительно, как и положено человеческому обществу, а совсем как у ольмеков возникла внезапно и полностью сфор­мировавшейся. Получается так, что период перехода от при­митивного к развитому обществу слишком короток, чтобы это имело какой-либо исторический смысл. Технологичес­кие навыки, на развитие которых должны были потребо­ваться сотни и даже тысячи лет, появляются внезапно, "за одну ночь", причем абсолютно без предшественников.

Например, в находках, относящихся к додинастическо-му периоду (около 3500 года до н.э.), нет никаких следов письменности. Вскоре после этой даты совершенно внезап­но и необъяснимо появляются иероглифы, так хорошо зна­комые по развалинам Древнего Египта, причем сразу в пол­ной и совершенной форме. Не ограничиваясь простой ил­люстрацией предметов и действий, эта письменность с са­мого начала оказалась сложно структурированной системой, с фонетическими знаками, обозначающими только звуки, и развитой цифровой символикой. Уже самые ранние иерог­лифы были стилизованы И достаточно условны; известно, что развитая скоропись широко использовалась уже на заре Первой Династии.

Что примечательно, так это то, что не обнаружено ни­каких следов эволюции от простого к сложному, причем это относится и к математике, медицине, астрономии и ар­хитектуре, и даже к удивительно богатой и запутанной ре­лигиозно-мифологической системе; основная фабула такого совершенного труда, как Книга мертвых, возникла вдруг в самом начале династического периода.

Большинство египтологов не делают никаких выводов из факта "взрывного" раннего развития египетской циви­лизации. Однако более смелые мыслители считают, что вы­воды могут быть поразительными. Джон Энтони Уэст, спе­циалист по раннединастическому периоду, спрашивает, как происходит расцвет сложной цивилизации? Взгляните на • автомобиль 1905 года и сравните его с современным. Здесь можно безошибочно проследить процесс развития. Но в Египте параллелей этому нет. Все присутствует сразу с са­мого начала.



Разумеется, ответ на эту загадку существует, причем очеидный. Однако к нему редко прибегают, поскольку он противоречит преобладающему способу мышления. Он та­ков: египетская цивилизация возникла не путем "самораз­вития", а путем наследования.

Уэст много лет был занозой для египтологов-ортодок­сов, но и они не могли не удивляться внезапности возник­новения египетской цивилизации. Уолтер Эмери, ныне по­койный профессор египтологии Лондонского университета, так подытожил в свое время проблему:

"Около 3400 года до н.э. в Египте произошли радикальные перемены, и страна быстро пе­решла от сложноплеменной неолитической культуры к хорошо организованной монархии... В то же самое время достигают удивитель­ного уровня письменность, монументальная скульптура, искусства и ремесла, и все свиде­тельствует о существовании роскошной ци­вилизации. Все это было достигнуто в тече­ние относительно короткого промежутка вре­мени, причем ни в письменности, ни в архи­тектуре не существовало или почти не суще­ствовало базы для такого рывка ".



Одно из объяснений может просто сводиться к тому, что Египет получил внезапный и решающий культурный импульс от какой-либо иной известной цивилизации Древ­него Мира. Наиболее подходящей кандидатурой на эту роль является Шумер, страна в южном Двуречье (Месопотамии). Несмотря на многие серьезные различия, некоторая общ­ность в строительной технике и архитектурных стилях по­зволяет предположить связь между этими двумя региона­ми. Однако ни одно из этих сходств не является достаточно

веским, чтобы однозначно говорить о причинной связи, о прямом влиянии одного общества на другое. Напротив, как пишет профессор Эмери:

"Возникает впечатление о косвенной связи, возможно, о существовании третьей партии, чье влияние распространилось и на Евфрат, и на Нил... Современные ученые пренебрегают возможностью иммиграции в оба региона из некоей гипотетической, но пока не откры­той зоны. [Однако] именно третья партия, чьи культурные достижения независимо рас­пространялись на Египет и Месопотамию, лучше всего объяснила бы общие черты и фун­даментальные различия между двумя цивили­зациями".

Помимо всего прочего, эта теория проливает свет на тот таинственный факт, что и египтяне, и месопотамские шумеры поклонялись практически одному и тому же лун­ному божеству, одному из старейших в их пантеонах (Тот у египтян, Шин у шумеров). Видный египтолог Уоллис-Бадж утверждает, что "идентичность этих двух богов слишком полная, чтобы быть случайной... Было бы неверно утверж­дать, что египтяне заимствовали божество у шумеров либо шумеры у египтян; скорее всего, богословы обоих народов заимствовали свои теологические системы из общего, но очень древнего источника".



Вопрос, следовательно, сводится к следующему: что это за "общий, но очень древний источник", эта "гипотетичес­кая, но еще не открытая зона", эта высокоразвитая "третья партия", которую имеют в виду Бадж и Эмери? И если она оставила наследие высокой культуры в Египте и Месопота­мии, почему бы ей не сделать то же самое в Центральной Америке?

Тот факт, что "взлет" цивилизации в Мексике произо­шел намного позже, чем на Ближнем Востоке, ничего не доказывает. Вполне возможно, что начальный импульс был дан в обоих местах одновременно, а последующее развитие могло идти соответственно местным условиям.

Согласно этому сценарию, у цивилизаторов все пре­красно получилось в Египте и Шумере, результатом чего стало возникновение там замечательных и прочных куль­тур. С другой стороны, в Мексике (да, похоже, и в Перу)

они потерпели серьезную неудачу. После хорошего старта, когда были созданы гигантские каменные головы и барель­ефы с бородачами, все быстро "покатилось под гору". Не­смотря на упадок, свет цивилизации не угас насовсем, но заметный прогресс наметился лишь около 1500 года до н.э. (так называемый "ольмекский горизонт"). К этому време­ни великие скульптуры стали седыми от древности релик­виями духовной силы, а их забытые оригиналы оказались закутаны в мифы о великанах и бородатых просветителях.

Если так, то, глядя в миндалевидные глаза негритянс­ких голов или на угловатые точеные европейские черты "Дяди Сэма", мы, возможно, встречаемся с гораздо более отдаленным прошлым, чем думаем. И вполне вероятно, что эти великие произведения сохранили для нас образы пред­ставителей погибшей цивилизации, которая объединяла раз­личные этнические группы.

Применительно к Центральной Америке гипотеза тре­тьей партии выглядит в сжатом виде так: цивилизация в древней Мексике возникла не без участия внешнего влия­ния; она не возникла и в результате влияния Старого Све­та. Определенные культуры и в Старом, и в Новом Свете подверглись в немыслимо далекие времена воздействию людей и влиянию некоей "третьей партии".


Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 8; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты