КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ДАРЫ БОГОВ?Через полтора десятка километров от Великой пирамиды мы свернули с магистрали, чтобы посетить некрополь Саккары. Здесь над всем доминировала шестиярусная ступенчатая пирамида — зиккурат фараона III династии Зосе-ра. Этот высящийся на краю пустыни внушительный монумент (около 60 метров в высоту) датируется приблизительно 2650 годом до н.э. Он стоит посреди территории, огороженной элегантной стеной, и считается у археологов самым древним сооружением из массивного камня. Согласно преданию, его создателем является легендарный Имхотеп, "Великий маг", верховный жрец Гелиополя, другими титулами которого бьши: Мудрец, Чародей, Астроном и Врач. Мы еще поговорим о ступенчатой пирамиде и ее создателе в другой главе, а в эту поездку в Саккару я не планировал ее посещения. Единственной моей целью было заглянуть в погребальную камеру пирамиды Унаса, фараона V династии, который правил с 2356 по 2323 год до н.э. Стены этой камеры, которую я несколько раз посещал раньше, покрыты от пола до потолка древнейшими "Текстами пирамид", настоящей феерией иероглифов, выражающих массу замечательных идей — резкий контраст с немым и лишенным украшений интерьером пирамид IV династии в Гизе. Исключительная принадлежность V и VI династий (2465-2152 годы до н.э.), "Тексты пирамид" представляют собой священные документы, часть которых, как считают, составлена в конце III тысячелетия до н.э. жрецами Гелио-поля, а часть дошла до них из додинастических времен м. Именно последние части "Текстов", восходящие к далекой и недосягаемой древности, вызвали у меня особенный интерес, когда я взялся за их изучение несколько месяцев назад. Меня также позабавило и слегка заинтриговало то, каким необычным образом французских археологов XIX века почти довел до потайной камеры с "Текстами пирамид" мифический "открыватель путей". Согласно документальным отчетам, египтянин-десятник на раскопках в Саккаре однажды поднялся рано утром и на рассвете возле развалин пирамиды встретился взглядом с янтарными глазами одинокого пустынного шакала: "Выглядело это так, будто животное поддразнивает человека... и приглашает погнаться за ним. Шакал медленной походкой направился к северной стороне пирамиды, где на мгновение остановился и исчез в дыре. Удивленный араб решил последовать за провожатым. Проскользнув ползком сквозь узкое отверстие, он оказался в темных недрах пирамиды. Вскоре он достиг камеры и, подняв фонарь, обнаружил, что стены от пола до потолка покры ты иероглифами. Они были вырезаны и выкрашены в бирюзовый и золотой цвета". И сегодня до исписанной иероглифами камеры под разрушенной пирамидой Унаса приходится добираться сквозь северную стену по длинному нисходящему проходу, который французские археологи прокопали после удивительного открытия десятника. Камера состоит из двух прямоугольных комнат, разделенных стеной с низким дверным проемом. Обе комнаты перекрыты двускатным потолком, украшенным мириадами звезд. Согнувшись в три погибели, мы с Сантой проникли сначала в первую комнату, а затем через соединительную дверь — во вторую. Это была уже настоящая усыпальница с массивным саркофагом Унаса из черного гранита у западной стены и "Текстами пирамид". обращающимися к вам с каждой стены. О чем же говорят иероглифы, когда обращаются напрямую, а не через загадки и математические фокусы неукрашенных стен Великой пирамиды? Ответ до некоторой степени зависит от того, каким переводом вы пользуетесь, хотя бы потому, что язык "Текстов пирамид" содержит столько архаических форм и незнакомых мифологических намеков, что ученые вынуждены заполнять пробелы своих познаний догадками65. Тем не менее считается общепринятым, что наиболее авторитетный вариант перевода принадлежит покойному Р. О: Фолкнеру, профессору древнеегипетского языка Лондонского университета. Фолкнер, чей перевод я штудировал буквально по строчке, писал, что "Тексты" представляют собой "древнейшее собрание египетской литературы, посвященной религии и похоронным обрядам", и добавлял, что "в них меньше всего искажений по сравнению с другими собраниями и они имеют фундаментальное значение для изучающих египетскую религию..." Причина, почему "Тексты" так важны (с чем согласны многие ученые), состоит в том, что они представляют собой последний открытый канал, соединяющий относительно короткий период прошлого, который человечество помнит, с намного более длинным забытым периодом: "Они смутно приоткрывают нам исчезнувший мир мысли и речи, последнюю из бесчисленных эр, через которую прошел доисторический человек, пока, наконец, ...не вступил в историческую эпоху". Трудно не согласиться с этим мнением: "Тексты" действительно открывают исчезнувший мир. Но что меня больше всего привлекало в этом мире, так это возможность того, что его населяли не только примитивные дикари (как можно было бы ожидат» от далекой предыстории), но и, как это ни покажется парадоксальным, люди, сознание которых поднялось до понимания космоса. Общая картина была достаточно двусмысленной: в "Текстах пирамвд" содержатся абсолютно примитивные элементы наряду с цепочками высоких вдей. Тем не менее каждый раз, когда я погружался в эти, как выражаются египтологи, "древние заклинания", меня поражали странные проблески работающего интеллекта, пробивающегося сквозь слои непонимания, сообщающего о том, о чем он не должен был бы знать, и выражающего мысли, которые он никогда не должен был бы сформулировать. Короче говоря, эффект, которого "Тексты" добиваются через посредство иероглифов, сродни эффекту, которого Великая пирамида добивается при помощи архитектуры. В обоих случаях вас не покидает ощущение • анахронизма — передовые технологические процессы используются и описываются в такой период человеческой истории, когда, как считалось, и техники-то никакой не было...
|