КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
БОГИ, ПОЛУБОГИ И ДУХИ МЕРТВЫХЕсли мы решим» предоставить слово самому Манефону, нам придется обратиться к источникам, где сохранились фрагменты его труда. Среди них одним из важнейших является армянский вариант Хроники Евсевия Кесарийского. Он содержит выдержки "из Египетской истории Манефо-на, который скомпоновал ее в трех томах. Они посвящены богам, полубогам, духам мертвых и смертным царям, что правили Египтом..." Непосредственно цитируя Манефона, Евсевий разворачивает список богов, в котором мы сразу встречаемся со знакомой девятиглавой Эннеадой Гелиопо-ля: Ра, Осирис, Исида, Гор, Сет и т.д.: "Они были первыми, кому принадлежала власть в Египте. Впоследствии царская власть переходила не прерываясь от одного к другому... в течение 13900 лет... После богов 1255 лет правили полубоги; после них в течение 1817 лет царствовала другая линия. Затем следующие тридцать царей правили 1790 лет, а потом десять — 350. Затем последовало правление духов мертвых... которое продолжалось 5813 лет... " В сумме все эти периоды составляют 24925 лет, что переносит нас в прошлое далеко за библейскую дату сотворения мира (пятое тысячелетие до Рождества Христова). Поскольку это ставило под вопрос библейскую хронологию, у лояльного христианина Евсевия возникли естественные затруднения. Но, после некоторого раздумья, на него снизошло решение этой проблемы: "Думаю, что имелся в виду лунный год, то есть состоящий из 30 дней; то, что мы теперь называем месяцем, у египтян именовалось годом..." Разумеется, не было такого у древних египтян 72. Зато легким мановением руки Евсевий и иже с ним ухитрились спрессовать огромную додинастическую эпоху Манефона продолжительностью почти в 25 тысяч лет до скромного отрезка в две тысячи лет, который прекрасно вписывается между Адамом и Потопом, где, согласно ортодоксальной библейской хронологии, вмещаются 2242 года. Другую технику борьбы с создающей дискомфорт хронологией Манефона продемонстрировал монах Григорий Синцеллус (около 800 года н.э.). Сей комментатор, полага ясь полностью на обличительные выпады, решает проблему следующим образом: "Манефон, верховный жрец проклятых храмов Египта, рассказывает нам о богах, которые никогда не существовали. Они, говорит он, правили 11895 лет..." Во фрагментах всплывают и другие странные и противоречивые числа. В частности, согласно Манефону, как неоднократно утверждают, полная продолжительность цивилизации Египта от эпохи богов до конца XXX (и последней) династии смертных правителей измеряется огромным числом — 36525 лет. Несомненно, что здесь каким-то образом завязаны 365,25 календаря Сотис (промежуток между двумя последовательными предсолнечными восходами Сириуса — см. предыдущую главу). Кроме того, скорее сознательно, чем случайно, это число составляет 25 циклов по 1460 лет и 25 циклов по 1461 календарному году (поскольку у древних египтян гражданский календарь базировался на "приблизительном годе" продолжительностью ' ровно в 365 дней) ". Что же все это означает (если означает вообще)? Трудно сказать наверняка. Во всяком случае, из всей этой неразберихи чисел и интерпретаций ясно, по крайней мере, одно обстоятельство. Независимо от того, чему нас учили о поступательном движении истории, Манефон пытается сказать нам, что цивилизованные существа (будь то боги или люди) населяли Египет задолго до прихода I династии около 3100 года до н.э.
|