Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


МОРСКОЙ ПОХОД ЧЕРЕЗ ПЕСКИ И ВРЕМЯ




Здесь, в Абидосе, меня ждала еще одна загадка. Она была погребена в пустыне, примерно в километре к северо-западу от Осириона, среди песков, горбящихся от холмов, и курганов древних кладбищ.

На этих кладбищах, многие из которых восходили к раннединастическим и даже додинастическим временам, тра­диционно правили бал боги-шакалы Анубис и Упуат. От­крыватели пути, стражи духов мертвых, они, как мне было известно, на протяжении всей древнеегипетской истории играли центральную роль в мистериях Осириса, которые каждый год разыгрывались в Абидосе.

Мне показалось даже, что в каком-то смысле они до сих пор продолжают хранить тайны. Потому что чем же является Осирион, если не большой, неразгаданной тайной, которая заслуживает гораздо более внимательного изуче­ния, чем то, которому ее подвергли ученые, чье ремесло — вникать в такие проблемы? И чем еще являются погребен­ные в пустыне двенадцать морских кораблей с высоко заг­

нутыми носами, если не тайной, которая буквально во весь голос вопиет, требуя разгадки?

Именно для того, чтобы увидеть место погребения этих судов, я пересекал сейчас кладбища, охраняемые богами-шакалами. 21 декабря 1991 года лондонская "Гардиан" пи­сала:

"В 13 километрах от Нила обнаружен захо­роненным царский флот из судов, которым 5000 лет. Американские и египетские архео­логи нашли в Абидосе 12 больших деревянных лодок... Специалисты утверждают, что эти лодки, длина которых 15-18 метров, имеют возраст около 5000 лет, что делает их самы­ми старыми царскими судами в Египте и од­ними из самых старых судов в мире... По мне­нию специалистов, эти суда, открытые в сен­тябре, предназначались, возможно, для риту­ала погребения, чтобы на них могли путеше­ствовать души фараонов. "Мы никогда не надеялись найти такой флот, особенно так далеко от Нила", — сказал Дэвид 0'Коннор, руководитель экспедиции и хранитель египетс­кого отдела Пенсильванского университета... "

Лодки покоились в тени огромного сооружения из не­обожженного кирпича, которое" по некоторым предполо­жениям, должно было служить храмом-усыпальницей фа­раона II династии по имени Хасехемви, который правил Египтом в XXVII веке до н.э. Однако 0'Коннор был уве­рен, что они были связаны не столько с Хасехемви, сколько с расположенным поблизости (и почти разрушенным) "по­гребальным комплексом, построенным для фараона Джера (начало I династии). Маловероятно, чтобы эти лодочные захоронения возникли раньше, возможно, что они на самом деле были построены для Джера, но это пока остается недо­казанным".

Внезапно сильный порыв ветра пронесся по пустыне, поднимая песок. Мне пришлось на некоторое время ук­рыться под защитой нависающих стен, построенных Хасе­хемви, рядом с тем местом, где археологи Пенсильванского университета по понятным соображениям безопасности за­рыли двенадцать таинственных лодок, на которые они на­ткнулись в 1991 году. Они надеялись продолжить раскопки

в 1992 году, но возникли разные препятствия, и теперь, в 1993 году, раскопки все еще откладывались.

В процессе моих исследований 0'Коннор прислал мне официальный доклад о сезоне 1991 года 80, где упоминает­ся, что некоторые лодки достигали в длину 22 метров. Он отмечал также, что сложенные из кирпича могилы-эллин­ги, в которых лодки помещались, сами имели форму лодок;

возвышаясь над уровнем окружающей пустыни в начале династической эпохи, будучи новыми, они должны были выглядеть грандиозно:

"Некогда каждое захоронение было снаружи оштукатурено и побелено, так что должно было создаваться впечатление, что в пусты­не, сверкая под ярким египетским солнцем, стоят на якоре двенадцать (или больше) ог­ромных лодок. К идее постановки их на якорь относились достаточно серьезно, потому что вблизи "носа" или "кормы" нескольких захоро­нений были положены небольшие булыжники неправильной формы. Они не могли там ока­заться ни случайно, ни по каким-то есте­ственным причинам; ясно, что их положили туда сознательно, а не просто так. И очень похоже, что они должны были играть роль "якорей".

О лодках из Абидоса можно было сразу же смело ска­зать то же, что о морском 42-метровом корабле, чье захоро­нение было найдено рядом с Великой пирамидой в Гизе:

они достаточно совершенны, чтобы бороться с самыми силь­ными волнами и самой плохой погодой в открытом море. По словам Черила Халдейна, специалиста по морской архе­ологии из Техасского университета "Эй-энд-ам", они де­монстрируют "высокую степень технического совершенства в сочетании с изяществом". Как и лодка у Великой пира­миды (но как минимум на 500 лет раньше), флот из Абидо­са показывает, что с самого начала трехтысячелетней исто­рии Египта на его территории жили люди, которые могли опираться на большой опыт и давние традиции мореход­ства. Более того, мне известно, что в древнейшей настенной росписи, обнаруженной в долине Нила и датируемой при­мерно 4500 годом до н.э. (примерно за полторы тысячи лет

до захоронения флота в Абидосе), можно встретить изоб­раженные на плаву длинные, изящные суда с высоким носом 81.

Не могла ли нация опытных мореходов древности всту­пить в взаимодействие с туземными обитателями долины Нила в какой-то неопределенный период до того, как око­ло 3000 года до н.э. началась официальная история? Не может ли это объяснить странный, парадоксальный, но стой­кий интерес египтян к кораблям в пустыне? Кстати, в "Тек­стах пирамид" есть намеки на некие весьма совершенные суда, одно из которых якобы имело свыше 600 метров в длину к.

Высказывая эти предположения, я не ставлю под со­мнение то, что в Древнем Египте существовала религиозная символика, в рамках которой, как постоянно указывают ученые, корабли понимались как средство перевозки душ фараонов. Тем не менее этот символизм не решает пробле­мы, связанной с высоким техническим уровнем захоронен­ных судов; такая отработанная и совершенная конструкция говорит о длительном периоде совершенствования. Не сле­дует ли рассмотреть возможность — пусть даже с тем, чтобы затем отвергнуть — того, что суда из Гизы и Абидоса явля­ются частью культурного наследия и не влюбленных в свою землю землепашцев из речной долины, вроде исконных оби­тателей Древнего Египта, а нации отважных мореплавате­лей?

Такие мореплаватели вполне могли быть штурманами, которые способны прокладывать курс по звездам и обла­дать умением вычерчивать точные карты морей и океанов, которые они пересекали.

Может быть, они были также архитекторами и камен­щиками, любимым приемом которых было использование огромных многоугольных блоков, как в Храме долины и Осирионе?

И может быть, они были каким-то образом связаны с легендарными богами Первого Времени, которые, по преда­нию, принесли в Египет не только цивилизацию, астроно­мию и архитектуру, не только математику и письменность, но и множество других ценных навыков и умений, среди которых далеко не последнее место занимает сельское хо­зяйство.

Существует свидетельство удивительно раннего перио­да сельскохозяйственного прогресса и экспериментов в до­лине Нила, совпадающее по времени с концом последнего ледникового периода в Северном полушарии. Особенности

этого египетского "Большого скачка" позволяют предполо­жить, что корни его — в притоке новых идей из какого-то неизвестного источника.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты