КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Национальный характер: китайцы
Культура китайского этноса насчитывает не менее 4 тыс. лет. За прошедшие тысячелетия она не распалась. Более того: язык, письменность (иероглифы) — все остается почти прежним. Достойно удивления, что формы и стереотипы китайской культуры оказались на удивление прочными. Современный китаец опирается на культурные установки, которыми пользовались его далекие предки. В Китае за его весьма продолжительную историю возникало немало философских школ и учений. Однако духовным стержнем китайской культуры стало конфуцианство. 2500 лет назад в Китае в провинции Шаньдун родился и жил знаменитый философ и мудрец Конфуций(441-479 до н. э.). Его размышления о предназначении человека и его достойном существовании навсегда остались в памяти его современников, а затем потомков. Даже сегодня повседневная жизнь в Китае (отношения между людьми, нормы поведения, семейный уклад) находится под сильнейшим влиянием этико-философских идей Конфуция. Его знаменитые постулаты «ли» (ритуал) и «жэнь» (гуманность) известны практически каждому китайцу. «Почитай старших», «Придерживайся середины, а не крайностей», — эти наказы учителя являются руководством и для семьи, и для государства. Сами китайцы бережно храпят память о нем. Поучения Конфуция они нередко предваряют словами: «Учитель сказал». Практический смысл его учения состоит в том, что следование конфуцианским правилам воспитывает в человеке достоинство, оно помогает ему стать «благородным мужем». В становлении культуры Китая это учение, несомненно, сыграло свою положительную роль. У китайцев необыкновенно развито чувство ответственности за всех членов семьи: они считают своим безусловным долгом почитание родителей, во имя интересов семьи китайцы готовы жертвовать своими личными интересами. Да и в повседневной жизни соседи всегда готовы прийти на помощь, если у кого-либо возникают затруднения. Китаец готов заботиться о соблюдении достаточно сложных церемоний и будет очень огорчен, если что-либо нарушит их осуществление. Он будет испытывать личную обиду от случившихся «накладок», поскольку это бросает тень и на него самого. Потому что нет большего несчастья для китайца, чем «потерять лицо», т. е. оказаться в недостойном положении. Для каждой житейской ситуации у китайцев существуют безусловные поведенческие стереотипы. В давнее время выполнялись необычайно сложные церемониалы, например, «церемония приема гостей». В современных условиях постоянного дефицита времени «сценарии» ритуальных действий постепенно упрощаются. Одной из важнейших категорий китайской культуры является «Дао». Его появление в китайской культуре восходит к загадочному мудрецу Лао-цзы. Лао-цзы, по преданию, был старшим современником Конфуция. Работая архивистом в книгохранилище, он даже давал последнему наставления. Лао-цзы, по предположению, и создал учение даосизма. Впоследствии оно также стало одной из традиционных религий Китая. Центральное понятие китайской культуры «Дао» имеет целый спектр значений: «дорога», «путь», «тропа», «маршрут». В традиции даосизма, Дао определяет естественный порядок вещей(в переводах его называют иногда «небесным путем»). А это значит, что грядущие события предопределены, о чем до норы не ведает средний человек. Вспомним, что в конфуцианской традициипорядок в обществе обеспечивается принципами, которые уже найдены в прошлом (обычаи и ритуалы). Отсюда той и другой мировоззренческой концепции близок поведенческий принцип «недеяния»:человека несет могучий поток событий, где его индивидуальная судьба, по сути, предопределена. Как подмечал английский миссионер, много лет проживший в Китае, в повседневной жизни китайцы довольно-таки равнодушны к чистоте и порядку. Но никакая «антисанитария» (па взгляд европейца), не может повредить китайцу. «Там, где европейцы давно погибли бы, — пишет этот же миссионер, — китаец остается здоровым и невредимым...» Несомненна неприхотливость среднего китайца в еде. Западные журналисты, побывавшие в Китае, замечали, что китайцы готовы употреблять в пищу все, что ползает, летает и бегает. Может быть, это и не совсем так, но, во всяком случае, отечественный китаевед рассказывает: «На юге Китая одно из деликатесных блюд называлось «бой тигра с драконом». Это блюдо состояло из змеиного мяса (змея «представляла» дракона) и кошачьего мяса (кошка «представляла» тигра)». По мнению европейцев, в быту китайцы ведут себя чрезвычайно шумно, но не агрессивно. В жизни они добродушны, улыбчивы, обладают невероятной работоспособностью. Выносливость китайцев также достойна удивления. Отстаивая свою точку зрения, они проявляют настойчивость, что европейцами нередко расценивается как упрямство.
|