КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Национальный характер: русские ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
На географической карте Россия занимает промежуточное положение между так называемыми «Востоком» и «Западом». По этническому составу население России было весьма неоднородно. Тем не менее, ментальная целостность государства существовала. Однако эта ментальность, как точно пишет современный культуролог, «держалась на централизованной самодержавной власти, а не на единстве культуры». В течение тысячи лет русские сознавали себя главными представителями православия (т. е. истинной веры). Отсюда и вера в свое особое предназначение, «мессианскую» роль, которую русские должны сыграть в мировой истории. Так постепенно оформилась «русская идея». Она сыграла неожиданную и негативную роль, когда в конце XIX в. в России появились первые пропагандисты учения марксизма. Народ воспринял их как проповедников новой веры о «пришествии» изобилия. Русский культуролог и историк Ф. Степун (1884-1965) так и писал: «В России марксизм победил не как отвлеченная философская доктрина, а как схватившая народную душу лжевера». Российский социализм и воплотил в себе такую веру. Существование идеологии поддерживалось пропагандой. Известен девиз этого времени, касающийся производства (которое к этому времени едва поддерживало само себя): «Советское — значит лучшее!» Этот лозунг практически не поддерживался никакими реалиями, но в него, тем не менее, верили. Свое влияние на характер русского человека, несомненно, оказали географическое пространство проживания и климатические условия. Равнинный характер бескрайних просторов не требовал выстраивания цивилизации в каком-то определенном месте. У людей возникало представление, что всегда можно изменить свое местонахождение и судьбу, растворившись в географической необъятности. В России все не так. Торопиться некуда. Запланированное можно осуществить упрощенно, не особенно утруждая себя, поскольку всегда можно все это переделать. Но если уж так неохота, то что-то можно не делать вообще, по крайней мере, в обозримом времени. А оно почти что бесконечно. Русский философ Н. А. Бердяев ядовито заметил, что «русский народ пал жертвой необъятности своей земли». Климатические условия — долгая суровая зима при относительно коротком лете — также наложили свой отпечаток на характер русских. Торопливая, изнуряющая работа в сельскую страду и почти полное затишье в зимний период. Поэтому западные комментаторы (например, журналисты) нередко полагают, что по своему внутреннему облику русский изначально не склонен к упорядоченной трудовой деятельности в условиях рационально выстроенного производства. Гораздо более он склонен к «трудовому подвигу». «Перевыполнить план!», «Догнать и перегнать!» — эти лозунги находили свое признание у русских людей в период социалистического хозяйствования. Разумеется, наличие особых психологических состояний, о которых здесь говорится, есть «пространство больших чисел». Мы вправе лишь указать, что с большой долей вероятности ситуация выглядит именно таковой. Речь здесь идет об общих тенденциях. Социологи, опираясь на специально разработанную программу, беседовали со значительным числом жителей России. Проведенный этнопсихологический опрос (в Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Саратове, Якутске) выявил пять основных типов поведенческих ориентации: 1) коллективизм (гостеприимство, взаимопомощь); 2) духовные ценности (справедливость, правдивость и т. д.); 3) власть (чинопочитание, ожидание «распоряжений» начальства); 4) ничем не мотивированное ожидание лучшего будущего (т. е. надежда на «авось», причем состояние настоящего никак не учитывается); 5) быстрота в решении жизненных проблем (привычка к авралу, героизму, надежда на высокую трудоспособность). В соответствующей литературе нередко указывается противоречивость психологического облика русских. Здесь нельзя не сказать, что в их внутреннем мире присутствует некоторая «детскость» восприятия мира. В постижении мира они опираются более на образное восприятие, на эмоциональную его оценку, чем на интеллект. Но известно, что психическое состояние обладает естественным непостоянством, причем очень часто в основе возникшего чувства лежит непосредственность первого впечатления. В повседневном общении русские не холодно вежливы, как люди Запада, но скорее гостеприимны, простодушны и доверчивы. Иностранцы не устают повторять, что русские непредсказуемы. Их любовь к максимализму может выразиться как в аскетизме, так и в экстремизме, как в бескорыстной доброте, так и ярости самопожертвования. «Загадочная русская душа» с ее высочайшими духовными «взлетами» и «безднами» пока еще остается загадкой не только для западного мира, но в какой-то мере и для самих русских. Эта предполагаемая «тайна» продолжает волновать людей, сопричастных мировой культуре.
|