КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей в процессе создания театрального костюма.(Анализ методической литеатуры?, анализ программ?) Влияние искусства на творчество рассматривается в научной литературе вот уже много лет с разных позиций. Сложность и проблема изучения развития и формирования творческих способностей в подростковом возрасте обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих природу и проявление творческих способностей. Исследователи данной проблемы определяют три основные группы, объединяющие эти факторы. Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности. Вторая объединяет в себя все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Третья группа - это зависимость развития творческих способностей от характера и структуры деятельности. Значимость восприятия для творческого процесса подчеркивается и при рассмотрении восприятия в качестве источника получения и хранения информации. Для создания нового необходимо опираться на нечто известное, иметь в памяти достаточно обширный материал, чтобы свободно им оперировать. Более того, у подростка в изобразительной деятельности восприятие носит зрительную установку. «Подросток становится все более зрителем, созерцающим мир со стороны, умственно испытывающим его как сложное явление, воспринимающим в этой сложности не столько уже многообразие и наличность вещей, сколь отношения между вещами, их изменения» [4]. Меняется не только тип восприятия рисунка (он становится более детально проработанным), но и живописное восприятие. Живопись от открытых контрастных цветов переходит к более тонкой, сложной цветовой гамме. Другой психологический процесс, тесно связанный с процессом творчества, - процесс воображения. Воображение присуще каждому человеку, но отличаются люди по его направленности, силе и яркости. Особенно интенсивно выражен этот процесс в детстве и в раннем подростковом возрасте, постепенно он утрачивает свою яркость и силу. По мнению ряда авторов, это происходит за счет того, что в период обучения эта функция утрачивает свою значимость и не развивается, чтобы запомнить некое правило или информацию, воображение и фантазия не нужны. Подросток помещен в мир реальности, связанной со своей учебной деятельностью, а вместе с тем в мир фантазии уходит нечто, что никак не связано с деятельностью ребенка. Поэтому отправной точкой для развития воображения может стать направленная активность, то есть включение воображения подростка в решение какой-то проблемы, задачи. В изобразительном искусстве подростку уже недостаточно иметь одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умение. Кроме того, как отмечал Л. С. Выготский, творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение. Одним из важнейших факторов творческого развития является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ, посвященных данной теме, было выделено шесть основных условий успешного развития изобразительных творческих способностей: Давно известно, что для изобразительного творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в учебно заведении и коллективе, где происходит работа над развитием творческих способностей. Педагоги должны создать необходимую психологическую базу для творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ученика к изобразительному творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Но создания благоприятных условий недостаточно для развития подростка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что изобразительное творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед общеобразовательными и художественными школами встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных интересов. Воображение это важная сторона нашей жизни, которая требует к себе пристального внимания в изучении и развитии. Воображение обогащается на протяжении всей жизни человека, но в школьные годы это особенно актуально. Проанализировав программу Сычевой Ольги Владимировны, преподавателя детской школы искусств «Фантазия»,в Тюменском районе п.Боровский, дипломник сделал вывод, что программа базируется на системе взглядов и следует в своем логическом развитии за программой профессора Б. М. Неменского для занятий изобразительным искусством в общей образовательной школе, но ориентирована для ДШИ. Срок освоение программы 3 года, дети с 8-9 лет, форма занятий групповая. Программа Сычевой «Основы ИЗО»,является подготовительным этапом для дальнейшего обучения в школе искусств. В ней рассматриваются такие вопросы как знакомство с гуашью. теплой и холодной гаммой, смешение цветов, использование всей поверхности листа при создании изображения, передача эмоционального настроя через цветовые и тоновые нюансы, которые изучаются в игровой форме доступной для детей этого возраста.
|