КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЭПОХА ПОСТМОДЕРНИЗМАСтр 1 из 6Следующая ⇒ Вопросы психологии, 2003, № 1, С.99-115 Дискуссии и обсуждения КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ — К ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА М.С. ГУСЕЛЬЦЕВА
Автор пытается показать, что постмодернистское движение в культуре (в философии, литературе, искусстве, в стиле жизни), постнеклассическая рациональность в методологии, сетевой подход в образовании в восточной традиции, в физике — яга это. несет в себе общие черты и составляет постнеклассическую парадигму в широком смысле. В статье проводится мысль о том, что постнеклассическое состояние знания — это продуктивный путь и для пребывающей в перманентном кризисе западно-ориентированной психологии. Для выделения культурно-исторической психологии в широком смысле предлагается специальный термин — культурно-анолитическая психология. Ключевые слова:культурно-историческая психология, методология, постнеклассическая парадигма, постмодернизм, рациональность.
В данном исследовании мы постараемся показать, что культурно-историческая психология не может оставаться в стороне от следующих «вызовов» современности: 1) культура постмодернизма, 2) философия постпозитивизма, 3) постнеклассическая парадигма в физике, 4) информационная культура (Д. Белл, А.И. Ракитов) и сетевой принцип организации знания (Дж. Чу), практическим выражением которых стала глобальная компьютерная сеть — Интернет, 5) психотехнический и духовный опыт восточных культур.
ЭПОХА ПОСТМОДЕРНИЗМА XX век открывается взгляду отстраненного наблюдателя как эпоха непрестанных «взрывов» [25]. Мир в XX в. стал изменяться с головокружительной быстротой, словно калейдоскопическая картинка; охваченное единым человечеством, пространство психологически сузилось, как шагреневая кожа (режиссер М.А. Захаров передает это ощущение следующими словами: «Планета стала меньше, она принадлежит всем!»), и культура, прекратив условно эволюционный режим течения, постоянно взрывалась то там, то тут инновациями. В.И. Вернадский пишет о взрыве научного творчества: с начала XXв. «...наблюдается исключительное явление в ходе научной мысли. Темп его становится совершенно необычным...» [5; 38]. Чуткий к переменам XX век к тому же отличается и обостренным миро-строительством. Мироощущение в духе ниспровергателя классических канонов А.Эйнштейна четко прослеживается в течениях искусства. Это и «апокалипсический праздник» полотен В.Кандинского, и выраженный мессианизм символистов, которые примеряют на себя роль поэта как преобразователя действительности. Футуризм откровенно грезит наяву снами о будущем, сюрреализм проектирует опасности, дадаизм вырывает предметы с насиженных мест, реально творя иные миры (так, М.Оппенгейм обтягивает мехом чашку, блюдце и ложку — мир взрывается смыслами!) [44]. Особенно показательны течения авангарда и постмодерна: «До появления авангардизма культура придерживалась упорядоченных моделей мира» [45; 243]. А.Якимович ставит проблему нового мироощущения людей, порождающих искусство XXв.: «Ведь должен был случиться большой тектонический сдвиг в индивидуальной и социальной психике людей, чтобы это новое искусство приобрело всеобщность и даже стало символом XX века» [45; 242]. Культура авангардизма «освоила парадоксальное искусство строить дом, в котором крыша — ураган, а пол — землетрясение» [45; 244].Постмодернистские течения искусства разрушают привычный мир, в котором сознание устает и засыпает, возвращают миру подвижность, полисемантичность и недоговоренность. Наступает эпоха мезальянса, и постмодерн — как стиль неопределенности, размытости, избыточности смыслов — наиболее репрезентативен для неклассического мироощущения. Черты новой парадигмы вкрадываются и в писательское искусство, проявляясь как разностилье, «абсурдный коллаж» композиции, экспериментальные поиски, незавершенность, недоговоренность, преодоление традиций посредством игры с ними, вневременность или свободное скольжение пера по временам и культурам, пребывание сознанием в зоне «встреч человеческих» и т.п. [14]. Феноменологию вхождения менталь-ности в иную эру можно найти в преодоленном балете Айседоры Дункан (танец как возрождение религии), в «новом театре» А.Арто, В.Мейерхольда, в символическом киноискусстве Л.Бунюэля, А.Тарковского, в художественных текстах Дж.Джойса, Дж.Фаулза, Дж.Барнса, У.Эко, О.Хаксли, в философских — Л.Шестова, В.Розанова, В.Джемса (прежде всего имеется в виду работа «Вселенная с плюралистической точки зрения», 1900), Ф.Нищие[1], в живописи С.Дали... Согласно В.В.Иванову, смысл авангарда — превратить культуру из «застывшей» в действительно «горячую», разрушить традиционные классические формы посредствомэстетической игры с ними. Важно отметить произошедшую в XX в. перемену механизмов культурогенеза: традицию не опровергают, с ней не воюют, но освобождаются от нее, критикуя и переосмысливая. Не «бороться с», а «участвовать в» — кредо авангарда. Логика новой парадигмы — это логика сфинкса. Авангард и постмодернизм сражаются с логикой, со здравым смыслом, причинностью — в частности, средствами «коллаж-абсурда» [14]. На наш взгляд, неклассическое мироощущение[2] стоит за вышеназванными духовными течениями века, за приведенной феноменологией скрывается, прорисовывается совершенно иной образ мира. Согласно этому неклассическому взгляду, мир — многомерен, многогранен, гетерогенен и мозаичен, и то, каким он нам предстает, зависит прежде всего от фокусировок нашего сознания. События в этом мире не ограничиваются причинно-следственными детерминистическими связями, но могут быть рассмотрены через связи смысловые, синхронистичные [43], энергетические, структурные. В этой логике мир представляет собой не что иное, как способ описания. Мир рукотворен, мир выстраивается видящим сознанием, но, с другой стороны, мир неопределен и непредсказуем. Мы живем в реальности, где Порядок вечно сражается с Хаосом. Не случайны в XXв. ни популярность теории самоорганизации И.Р.Пригожина и соавторов, ни рождение литературного жанра фэнтези, представленного такими авторами, как У. ле Гуин, Р. Желязны, М. Муркок и другие. Подобный культурный контекст оказал влияние и на ментальные установки. К концу XX в. интеллектуальный мир стал рефлексивнее и толерантнее: дурным тоном сделалось пребывать в убеждении, что исключительно наша точка зрения верна, а незыблемость личности — признак ее душевного здоровья. Пришло понимание того, что любая теория спекулятивна (особенно четко эту методологическую проблему высветил постпозитивизм), поскольку имеет в своей основе интуиции и внелогические предпочтения. Настало время для толерантности, для осознания взаимодополнительности разных познавательных «логик» — «божественной» (где 1 =3), «восточной» (где результат зависит от контекста), «научной» (2x2=4), для презумпции ума (М.К.Мамардашвили). К.Поппер в «Нищете историцизма», Ж.-П.Сартр в «Проблеме метода» показали, что научное знание небезупречно. Вот и Дж. Брунер в статье «Празднуя разнообразие...» размышляет об особой логике нарратива [3]. Подобного рода культурные и ментальные предпосылки побуждают задуматься о методологических ориентирах психологии в этой новой реальности. Какая методология адекватна современности и способна решить встающие перед культурно-историческим исследованием задачи? На наш взгляд, это методология постмодернистской, постнеклассической, сетевой парадигмы[3].
|