КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РАЦИОНАЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФИИНесмотря ни на что, философия продолжает оставаться методологическим ориентиром, задающим зоны как ближайшего, так и отдаленного развития психологии. Поэтому для нашей науки далеко не безразличны происходящие в ней метаморфозы. Проблема же рациональности в философии остается одной из наиболее обсуждаемых на протяжении последних лет, и речь идет прежде всего о дополнительности, многообразии типов и смене исторических форм рациональности [6], [29], [30], [40]. Известно, что проблему кризиса рациональности поставил в 1935 г. Э.Гуссерль (в венском докладе). В работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», опубликованной лишь после смерти автора в 1954 г., основоположник феноменологии говорит о «кризисе европейского человечества». Причиной же кризиса европейской культуры автор считает утрату веры в разум. Надо отметить, что он понимал разум не в привычном для нас инструментальном или позитивистском смысле, а как глубинную сущность человека. Э.Гуссерль критикует методологические установки Просвещения и Нового времени и собственно родоначальника науки Нового времени — Г.Галилея. Э.Гуссерль убежден, что всякая теоретическая конструкция, не обеспеченная созерцанием «чистых феноменов», есть плод натуралистической установки. Отвергнув опору на опыт чистого созерцания, естествознание Нового времени полностью отделилось от жизненного контекста культуры и философии и превратилось в исследовательскую технику, причем, прогрессируя, эта тенденция привела к тому, что современное естествознание полностью потеряло смысл своего исследования, утратив всякую субъективность. Г.Галилей, по мнению Э.Гуссерля, положил начало естествознанию, которое лишь природу считает объективной реальностью. Несомненно, что в результате применения новых математических методов естествознание делало большие успехи, но это происходило за счет утраты связей с гуманистической стороной жизни. Естествознание технизировалось и... теряло субъекта [6], [11]. Очевидно, что теряла субъекта и идущая по пути естествознания психология. Однако, породив в определенной мере нынешний кризис рациональности, философия пытается найти противоядие внутри своего самосознания. «В классическом своем завершении, — пишет в известной работе М.К. Мамардашвили, — философия и наука ...задали вполне определенную онтологию ума, наблюдающего объективные физические явления (физические тела), знание о которых извлекается и строится в науке. ...Эта онтология и есть «рациональность», или «идеал рациональности». Неклассическая же проблема онтологии ума ... уходит своими корнями в те изменения в ней, которые возникают в XX веке — в связи с задачей введения сознательных и жизненных явлений в научную картину мира. Последний шаг, а именно, введение явлений сознания и жизни в физическую картину мира, является весьма проблематичным» [26; 3], — пожалуй, не менее проблематичным, чем введение культуры в психологию, оказавшуюся искусственно вырванной из жизненного мира культуры, — на эту проблематичность справедливо указывают М. Коул [19], а вслед за ним Б.Г.Мещеряков и В.П.Зинченко [27]. Для решения этой проблемы Э.Гуссерль применяет понятие «жизненного мира», помогающее вернуться к истокам культуры. (В психологии эта конструкция ycпешно применена Ф.Е.Василюком [4]. Проблему же рациональности в философии пытались разрешить при помощи концепций, обыгрывающих коммуникативный характер познания. Их анализу посвящена работа P.M.Нугаева «Смена базисных парадигм: концепции коммуникативной рациональности» [30]. Переход от одной парадигмы к другой не всегда связан с увеличением точности в описании и предсказании опытныx данных. Так, релятивистская программа А.Эйнштейна превосходила программы X.Лоренца11 и А.Пуанкаре не тем, что лучше согласовывалась с фактами и точнее их предсказывала, а тем, «что явилась основой для широкого диалога, подлинной коммуникации между представителями ведущих парадигм старой физики, до Эйнштейна находившихся в состоянии значительной психологической, институциональной и культурной изоляции» [30; 122] (курсив мой. — М.Г.). Именно этим коммуникативным ресурсом обладает, на наш взгляд, культурно-историческая психология, в своих истоках справедливо охарактеризованная Д.Б.Элькониным как «неклассическая». Множество миров культурно-исторической психологии [10] сегодня требует сопряжения разных форм и типов рациональности, свойственного постне-классической науке. B.C.Степин описывает три исторических типа рациональности, соответствующих состоянию науки: классический, неклассический, постнеклассический. «Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать сооветствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы)» [33; 635]. B.C.Степин отмечает следующие особенности постнеклассической науки: 1) проведение междисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований; 2) синтез теоретических и экспериментальных, фундаментальных и прикладных исследований; 3) зависимость познания от социокультурного контекста; 4) взаимосогласованность идей («парадигмальная прививка»), толерантность к иным познавательным логикам, когерентность исследований; 5) создание многомерной общенаучной картины мира; 6) то, что предметом междисциплинарных исследований являются сложные системные объекты, изучаемые в отдельных науках фрагментарно; открытые и саморазвивающиеся системы; 7) наличие идей эволюции, историзма, вероятностного развития, бифуркации; 8) применение методов аппроксимации, исторической реконструкции (отражающих влияние гуманитарных наук на естествознание); 9) создание особых стратегий исследования уникальных развивающихся систем («не повреди!») — методов компьютерного моделирования (чтобы не вмешиваться в ход развития); 10) аксиологическая обусловленность познания [33]. Согласно B.C.Степину, постнеклассическая наука представляет собой тип научной рациональности, объединивший науки о природе и науки о духе (т.е. по сути разрешивший проблему, поставленную Э.Шпрангером и В.Дильтеем). Такое состояние знания, возникшее не без влияния идей глобального эволюционизма, способствовало построению общенаучной картины мира, где разные типы рациональности не отрицают друг друга, а делят между собой сферы влияния. В зависимости от исследовательских задач одна и та же реальность может быть рассмотрена с разных позиций и может выступить предметом освоения в разных типах рациональности [21], [33]. B.C. Швырев также обращает внимание на существенные изменения, произошедшие в научной картине мира. Физическая мысль перешла от изучения «механоподобмых систем» к самоорганизующимся системам органического типа. «Тем самым открываются возможности для сближения физического и биологического мышления» [40; 103]. «Включение в картину физической реальности самоорганизующихся и саморазвивающихся систем предполагает обращение к философско-мировоззренческим традициям, альтернативным по отношению к механическому аналитизму классической науки, которые ранее третировались как устаревшие и ненаучные. ...Рассмотрение в физике, в частности, космологии и синергетике, уникальных развивающихся объектов создает точки соприкосновения и с гуманитарным историческим познанием, способствуя ликвидации противопоставления естественно-научного и гуманитарного познания» [40; 103] (курсив мой. — М.Г.). Постмодернистская, постнеклассическая парадигма — это парадигма синтезов: Запада и Востока, человечества и природы, гуманитарного и естественнонаучного, науки и опыта культуры. Именно поэтому она имеет возможность стать методологическим ориентиром культурно-исторической психологии.
|