КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глобальный кризис управления: усиливающийся разрыв между прагматическими и нравственными аспектами экономической деятельностиВ современной научной литературе всё чаще высказывается мысль о том, что следует различать два типа, две разновидности человеческой цивилизации в истории человечества: биогенную и техногенную, причем первая предшествовала второй.1 По мнению некоторых учёных, биогенная цивилизация должна рассматриваться как единственно возможный для человечества способ продолжить свою социальную и физическую эволюцию. Тем не менее, современная цивилизация остаётся техногенной по своей природе. Это означает, что существование человечества зиждется на основе развития общественного производства, науки и техники, их постоянного взаимодействия с окружающей природной средой, биосферой и Космосом. В то же время техногенная цивилизация не научилась ещё 420 управлять техносферой безопасным для себя образом. Вследствие этого она оказалась её невольницей, заложницей ею же вызванных обстоя-,-тельств. Материальной основой жизни человечества служит производство конечного продукта из сырья и энергии, доставляемых природой. Само же производство неэффективно без общественного разделения труда, его кооперации, обмена экономическими результатами и продуктами труда. Важнейшей чертой общественной кооперации труда является уровень производительности труда. На определенном этапе развития общества уровень и темпы роста производительности труда оказываются обусловленными качеством управления частичными видами деятельности и процессами, происходящими в техносфере, а также нравственной культурой всех участников экономической жизнедеятельности. Профессиональная специализация труда служит условием социального расслоения общества, его структурной организации. Труд управленческий и исполнительский в сфере материального производства и обработки информации качественно разнородны. В результате значительная часть общества оказывается в зависимости от произвола узкого круга управленцев и стоящих над ними лиц и организаций, владеющих условиями производства, а значит, и существования людей. Анализ глобального экономического развития показывает, что происходит постепенная концентрация управления производительными силами. При этом процесс концентрации и централизации общественного производства - явление объективное, а управление им субъективно. Это глубокое противоречие в современных условиях проявляется как всё более усиливающийся разрыв между прагматическим и морально-этическим (нравственным) аспектами экономической жизнедеятельности человечества, как глобальный кризис управления. Согласно существующим оценкам, «нравственная эволюция слишком отстала от научно-технической, и это отставание стало смертельно опасным для судеб человечества»1. В настоящее время, когда серьезно ослаблены международные позиции России в мире, начинают развиваться новые опасные глобальные тенденции: стремление к установлению понимаемого по-своему мирового порядка, к навязыванию всему миру, включая нашу страну, западной модели управления и развития и определённых правил поведения. Геополитические интересы России по существу учитываются сейчас лишь в той мере, в какой наше государство сохраняет свою роль державы с пока ещё мощным, вторым по значению после США ракетно-ядерным потенциалом. Однако пора понять, что мир состоит из цивилизаций, которые при внешнем сходстве материальной жизни утверждают свой особый ответ на главные вопросы человеческого бытия. Пора провозгласить идею «единства мира как гармонии многообразия» в противоположность широко применяемой в целях идеологического давления концепции единого мира на основе так называемых «общечеловеческих ценностей». Лишь при этих условиях можно рассчитывать на то, что человечество сумеет постепенно выкарабкиваться из угрожающего его существованию глобального кризиса управления.
|