КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В развитии оригинальной русской комической оперы большую роль сыграла пьеса А. А. Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват».Александр Анисимович Аблесимов (1742—1783) был сыном небогатого помещика, занимал мелкие должности в военной и гражданской службах и рано начал свою литературную деятельность. Впервые стихи Аблесимова появились в «Трудолюбивой пчеле», журнале Сумарокова, с которым он был связан (он состоял одно время переписчиком у Сумарокова). Напечатанные им в журнале «Элегия» («Сокрылися мои дражайшие утехи...») и несколько эпиграмм написаны под сильным влиянием Сумарокова и не являются еще сколько-нибудь самостоятельными произведениями. В 1767—1768 гг. Аблесимов служил в Комиссии по составлению нового уложения. В 1769 г. он выпускает в свет свои «Сказки». В том же году он участвует в журнале Новикова «Трутень», где помещает несколько стихотворений и писем, частью без подписи, частью под псевдонимом «Азазез Азазезов». Сказки» Аблесимова — это басни, написанные в духе притчей Сумарокова, хотя они и лишены лаконизма и выразительности последних. Темами басен являются обличение судей («Словесный суд»), победа лжи над правдой («Правда и ложь»), сатирическое изображение щеголей и волокит («Женатый хвастун», «Волокита»); автор подсмеивается над женской неверностью, над рогоносцами («Мнение козла о свадьбе старого мещанина» и др.). Аблесимов многословен, часто повторяется, сказки его переходят в длинные стихотворные фельетоны, в которых иногда встречаются живые зарисовки быта. С успехом выступив на театральном поприще («Мельник, колдун, обманщик и сват»), Аблесимов в последние годы жизни обращается к журнальной сатире. С помощью Новикова он издает в 1781 г. еженедельный журнал «Рассказчик забавных басен», составлявшийся главным образом из произведений самого издателя. Журнал имел сатирическое направление, и существование его важно учесть, чтобы проследить линию сатирической журналистики от 60—70-х годов к журналам Крылова и Страхова. Сатира Аблесимова осторожна и расплывчата, однако для начала 80-х годов она звучала все-таки резко и, доведя год до конца, издатель простился с читателями, сообщив, что он «невежество привел к негодованию», что «пороки поклялись своей душею: рассказчик где б попал, сломить ему тут шею», и недоуменно вопрошая: В таком случа́е что ж сказать? Потребно замолчать. Аблесимов замолк и вскоре умер в большой бедности. Наибольшую известность Аблесимову принесла его комическая опера «Мельник, колдун, обманщик и сват», поставленная на сцене впервые 20 января 1779 г. и напечатанная в 1782 г. Огромный успех оперы отмечает «Драматический словарь» (1787), указывая на большое количество ее представлений и прибавляя, что «едва ли не первая русская опера имела столько восхитительных спектатеров и плескания». Опера держалась на сцене еще в первых десятилетиях XIX в. и не раз перепечатывалась. Сюжет оперы задуман остроумно: крестьянину Анкудину, желающему выдать свою дочь Анюту за крестьянина, и его жене, мечтающей о зяте-дворянине, «мельник, колдун, обманщик и сват», Фадей представляет жениха Филимона, который удовлетворяет обоим требованиям и, кроме того, оказывается возлюбленным Анюты. Дело в том, что Филимон — однодворец, т. е. представитель промежуточной прослойки между дворянством и крестьянством, имевшей право владеть крепостными, но не обладавшей для этого возможностями. Главной причиной успеха оперы был ее национальный колорит. На сцене пелись русские песни — музыка Соколовского была составлена из русских мотивов, — показывались народные обычаи. Аблесимов умело использовал фольклор, передал на сцене крестьянскую речь, песни и шутки. Именно это объяснение популярности оперы выдвигали уже современники Аблесимова. Актер Зауервейд в своих «Russische Theatralien» (1784) писал: «Аблесимов был одним из тех немногих русских писателей, которые вполне Понимают характер своего народа и сильно содействовали его развлечению. В других же комических операх наших — «Управителе», «Несчастьи от кареты» и т. п. — слишком много заимствованного».
|