КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Матинский был крепостным человеком гр. С. П. Ягужинского, который, видя способности мальчика, учившегося в гимназии, дал ему отпускную.Закончив образование, Матинский поступил учителем математики и русской словесности в Смольный институт. Результатом его преподавания явился учебник «Начальные основания геометрии для Общества благородных девиц» (СПб., 1798). Кроме этого, Матинский издал «Описание различных мер и весов» (1779) и переводы из Геллерта — комедия «Богомолка» (1774) и «Басни и сказки» (1788). В 1789 г. Матинский перевел напечатанное в том же году в «Продолжении трудов Вольного экономического общества» (т. XXXV, ч. V) обширное сочинение Георги, написанное в ответ на вопрос, заданный Обществом в 1783 г.: «Как россиянин посредственного состояния все свои нужды... одними российскими необделанными продуктами удовольствовать может». Сочинение Георги, дававшее положительное разрешение вопроса, было награждено премией Общества. Следующим по времени выступлением его в печати явилось издание оперы «Санктпетербургский гостиный двор», сразу завоевавшей широкую известность. Матинский изображает купеческую и мещанскую среду. Рисуя гостинодворские нравы, он выводит на сцену колоритные фигуры купцов во главе со Сквалыгиным, зятем которого хочет стать отставной подьячий Крючкодей. Опера насыщена бытовым содержанием, в ней участвуют свыше двадцати действующих лиц, не считая фигурантов «без речей»; обилие это вызвано не сюжетной необходимостью, а стремлением дать сочные картины быта. Крепкий сюжет, интрига в опере отсутствуют; она представляет собой собрание сцен, картин купеческой жизни, объединенных ролью ведущих персонажей (Сквалыгин и др.). Именно такой характер носит, например, первое действие, изображающее торговлю в Гостином дворе. Модные барыни выбирают товары под зазывания купцов: Здесь атласы, Канифасы, Здесь есть гасы И каркасы, Здесь есть шелковы чулки И остиндские платки. Барыни бранят русские изделия, отчаянно торгуются, покупая иностранные товары; вся сцена имеет чисто жанровый характер. Пытаясь надуть своих кредиторов, Сквалыгин пускается на явно мошеннические проделки; в конце концов они разоблачаются, и свадьба его дочери Хавроньи с Крючкодеем расстраивается. Центральными сценами оперы были сцены сговора и приготовлений к свадьбе, показанные Матинским с верными бытовыми подробностями — песнями, плясками и обрядами. Матинский удачно подражает фольклору. Изображение обряда старинной русской свадьбы занимало все второе действие пьесы, ритуал педантично воспроизводился на сцене, включая и настоящие обрядовые песни. Именно бытовой колорит был главной причиной огромного успеха оперы Матинского. Ему способствовало и сатирическое изображение купцов и подьячих. Совесть? Да что она такое, — говорит Сквалыгин в ответ на упреки своего племянника, честного купца Хвалимова. — Совесть! Совесть! А спроси-ко про нее, так я думаю редкий ее и знает, что она за зверь». Подьячий Крючкодей заявляет, что когда он «зачал учиться говорить, то не говорил прежде: мама, а кричал: дай». На замечание Сквалыгина, что подьячие могли бы «научиться и отвыкнуть от подлостей», Крючкодей
|