КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комментарии о. ВЛАДИМИРА. В большинстве православных храмов весьма редко можно наблюдать большое число причастников
В большинстве православных храмов весьма редко можно наблюдать большое число причастников. Почему-то установился взгляд, поддерживаемый, как это ни странно, и некоторыми пастырями, что часто причащаться грешно, что будто бы мы недостойны столь часто приступать к вечери Христовой, сколь приступали апостолы и первые христиане. «Те-де были святые люди, а мы – грешники». И сокращалось таинство Евхаристии до двух, а иногда и до одного раза в год – великим постом. В остальные же дни, даже праздничные, кроме младенцев, редко кто подходил к источнику бессмертия. Батюшка указал, что не для праведных, а именно для грешных установлено сие святое таинство, я побуждал своих духовных чад к частому причащению. «Не говори, что ты недостоин, – учил он нас. – Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Не мы созданы для Причастия, а Причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые более чем кто-либо, нуждаемся в этом спасительно Источнике».
К. П.
Дорогая К. П. Очень скорблю о том, что Вы болеете и упали духом, недовольны жизнью и готовы отойти и от меня как от Дух. отца; но верьте, что я, как и прежде, остаюсь к Вам тем же и молюсь за Вас и скорблю и готов прийти к Вам на утешение. Мое же молчание не дает Вам права думать дурно обо мне. Целый день окруженный народом, встаю с народом и ложусь около 2-х часов ночи с ним. Постараюсь на днях прислать ответ на Ваши два письма вместе. Преданный Вам старый друг грешн. Богом. Алекс. Благословение Господне да почиет над всеми Вами.
Получено 19. II, ст. ст. 1922 г. г. Верея. Из Москвы.
К. П.
Добрая К. П. Как вы поживаете? Как Ваши дела? Усердно прошу Вас до меня пожить у нас. Молитесь за меня. Я молюсь за Вас. Храни Вас Христос. Грешн. Алекс.
Получено 16. VII-1922 г. Из Вереи.
К. П.
Добрая К. П. Сердечно благодарю Вас за Ваши молитвы, очень трогает меня, что ваша молитва неразрывно связывается со мной, на молитве чувствуете легко себя, и Вам хочется всех любить, всем помочь, всем сделать хочется приятное, радуюсь за Вас – радуйтесь и Вы, это несомненно действие Св. Духа на Вас и Вашего Ангела хранителя, и Вы, чтобы поддержать такое настроение в себе, чаще произносите молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную и не достойную такой Твоей милости», и на каждое Ваше прошение: помилуй мя грешную – по словам св. Иоанна Карпафийского – отвечает тайный голос Божий, чадо, отпускается тебе грехи твои, и он продолжает, что в тот час, когда мы творим молитву, о ничем не различествуем от Святых, преподобных и мучеников, ибо, как говорит Св. Иоанн Златоуст, молитва, хотя бы произносилась от нас преисполненных грехами, тотчас очищает. Дорогая К. П., какое великое милосердие Божие к нам, а мы, грешные и нерадивые, не хотим и малого часа отдать Ему на благодарение и меняем время молитвы, которая всего важнее, на житейские хлопоты и заботы, забывая Бога и свой долг. Вы пишете, добрая К. П., что я смотрю на Вас как на исключительную личность и если отношусь к Вам хорошо, то только по состраданию, совершенно верно, я сострадаю Вам, потому что было время, когда страдал сам этим, и в настоящее время таковых, как Вы безвольных, многое множество. Будьте спокойны, это все пройдет, если Вы будете читать постоянно молитву Иисусову. Молиться как-нибудь, говорит Марк Подвижник, состоит в нашей силе, а молиться чисто есть дар Божьей благодати. И так, добрая К. П., что сможем, то и пожертвуем Богу, хотя количество (для нас возможное) и Божья сила изольется в Вашу немощную силу, и молитва сухая и рассеянная, но частая – всегдашняя, обретши навык и обратясь в натуру, соделается молитвою чистою, светлою, пламенною и достодолжною. Наконец, если время Вашего бодрствования сопровождалось молитвою, то, естественно, не оставалось бы времени не только на греховные дела, но даже и на помышления о них. Как отрадно и утешительно сказанное для грешника, отягченного слабостями, – для стенящего под бременем воюющих страстей. 1. Молись и делай, что хочешь. 2. Люби и делай, что хочешь. 3. Молитва – вот все, что дано как всеобъемлющее средство ко спасению и усовершенствованию души: Преподобный Климент, Игнатий и Исхий советуют прежде всех подвигов и добродетелей начинать молитву Иисусову часто, беспрерывно, ибо частность и нечистую молитву возводит к чистоте. Блаженный Дидох утверждает, что если бы человек как можно чаще призывал Имя Божие (молился), то не впадал бы в согрешения. А преподобный Исхий говорит, что без частного призывания имени Иисуса Христа невозможно очистить сердце. Вы пишите, что намерены приготовиться к исповеди по-настоящему, очень рад этому, а для чего и посылаю Вам исповедь внутреннего человека, ведущую ко смирению, которая несомненно Вам в деле исповеди поможет, а я помолюсь за Вас Богу. Благословение Господне да почиет над всеми Вами. Грешн. Богом. Алекс. Исповедь спишите для себя и передайте С. И., которой советую сделать то же. Июль, 1922. Из Вереи.
К. П.
Дорогая К. П. Сейчас только что прочел Ваше письмо и спешу Вам ответить, не бойтесь – это вражеское нападение в Вас поселить уныние и отдалить от Господа, а Вы настоятельно начните Иисусову молитву, и Бог даст, все пройдет и устроится дело и с квартирой. Я помолюсь за Вас. Грешн. Алекс.
Получено 26-VII-1922 г. Из Вереи.
К. П.
Дорогая К. П. Как Вы чувствуете себя? Списали ли Вы внутреннюю исповедь и пользуетесь ли и, затем, начали ли Вы читать Иисусову молитву? Я чувствую себя не совсем хорошо, хотел приехать к воскресенью, а приходится отложить до пятницы. За Вас молюсь, молитесь и Вы. Грешн. Богом. Алекс.
Получено 1. VIII-1922 г. Из Вереи.
К. П.
Добрая К. П. Как вы чувствуете себя? Ходите ли в храм? Молитесь ли Богу за меня? Я по приезде заболел. Теперь лучше. Я глубоко убежден, что жизнь Ваша устроится по-хорошему. Я же в свою очередь молюсь об устроении Вашей жизни. Христос с Вами. Благословение Господне да почиет над всеми Вами. Грешн. Богом. Алекс. Получено 27. VIII-1922 г.
К. П.
Добрая К. П. Очень жаль, что Вы до сего времени не можете исцелиться от общего интеллигентного греха – неискренности, лукавства и самолюбия, и пустой случай может Вас вывести из границ и перевернуть все Ваше общее хорошее настроение. Вы пишите, что Вам трудно справляться с собой, и Вы теряете веру окончательно в лучшее для себя, а тут сваливается на Вас новое горе, новая забота; умирает Ваш младший брат М., оставив после себя дочь Т. 14 лет, круглую сироту, и Вы спрашиваете, что это наказание Божие или милость Его? Последнее время Вы пишите, что ежедневно ходили в церковь и молились ввиду Вашей беспомощности отстать от Ваших недугов. Милосердный Господь внушил Вашей племяннице написать Вам о своем горе: положение мое, дорогая тетя, безвыходное, живу у чужих, и просит Вас поместить ее у себя. Помещение Т. у Вас несомненно принесет большую пользу и Вам и ей. Вы сможете забыть себя, свои страсти и в силу необходимости научитесь разгружать других и через это Вашим вниманием, любовным отношением привлечете к себе сиротское нежное сердце, и племянница Ваша, постепенно привыкая к Вам, перенесет любовь, которую некогда питала к умершей маме, на Вас, и Вам станет хорошо и приятно иметь около себя родного, близкого, сердечного человека. Усердно прошу Вас, усматривайте во всем совершившемся пути Промысла Божия и благодарите Господа. Что касается молитвы Иисусовой, то читайте ее чаще и безбоязненно, а если будут появляться дурные мысли, то не обращайте внимания, а старайтесь еще чаще читать молитву Иисусову и, Бог милостив, все пройдет. Когда грешник не обращает внимания на свою жизнь, то ему всегда кажется, что у него особенного ничего нет, а когда внимательнее станет относиться к себе, то естественно будет находить в себе относиться к себе, то естественно будет находить в себе недостатки и каяться, а раз покаялся грешник и получил от духовного отца разрешение от грехов, то грешник должен и успокоиться и стараться, получи прощение, не падать более, или, если недуг очень серьезный и погасить его сразу трудно, то стараться, упав, снова покаяться и по мере сил ослаблять в себе собственный недуг. Что касается того, как поступать в тех случаях, когда люди хорошо относятся, усиленно зовут к себе, но душа не лежит к этим людям, стоит ли бывать у них, или совершенно отказаться от знакомства с ними? На это скажу Вам, что человек – существо общественное, и в силу необходимости часто приходится иметь общение тем более, если к нам относятся хорошо, то можно и сходить разок, другой, чтобы не казаться дикаркой, и только завязать сношение, а сближаться особенно, если нет к тому оснований, то не следует. Если прочли книгу иеросх. Анатолия, то читайте Авву Дорофея. Будьте уверены, что я молюсь за Вас, помолюсь и за М. и А. Благословение Господне да почиет над Вами. Грешн. Богом. Алекс.
Получено 31. VIII-1922 г.
К. П.
Добрая К. П. Раз племянница обращается именно к Вам и Вас просит позаботиться о ней, то Вы и должны ее взять к себе. Относительно же Вашего духовного совершенствования, то не бойтесь, Господь все устроит и спасет нас. Христос с Вами. Благословение Господне да почиет над всеми Вами. Грешн. Богом. Алекс.
Получено 7. IX-1922 г.
К. П.
Добрая К. П. Хотя, с одной стороны, очень скорблю я о том, что был свидетелем инцидента о. С.*) с Вами, но, с другой стороны, я благодарю Господа Бога за то, что Он Милосердный показал мне, каков мой сослужитель и какова моя духовная дочь в исполнении своих христианских обязанностей. Очевидно, Господу Богу угодно было через выявление Вами обоими ваших хр. обязанностей побудить меня усилить надзор мой над обоими и помочь Вам обоим духовно возрастать. По уходе Вашем мною было сделано соответствующее внушение о. С., который, высказав сожаление по поводу совершившегося, обещал на будущее время быть внимательнее. Исполнив свой долг по отношению к о. С., вынужден сделать таковое же внушение и Вам, да. К. П. В письме своем Вы говорите, что о. С., зная Вас, не мог делать какие-либо замечания, разве только чрез меня, как духовника, мог вполне узнать Вас, иначе сказать, что духовники передают слышанные грехи на исповеди посторонним. На это скажу Вам, что это недопустимо со стороны каждого духовника – это преступление, и это на меня клевета. Вы пишите, что о. С. хотел вывести Вас из терпенья, на это скажу, что о. С. имеет язык острый, но не злой. А сделал это вследствие усталости и нервности, как заявил он мне. А вы пишете, Вы старались все времена бороться и радовались, достигли успеха. Значит, выстроили дом, и осталось только покрыть крышей этот дом и поселиться совсем в нем, и вот оставалось еще немного прибавить сил и окончится, а для этого Господь для окончания послал и искушение, и Вы, вместо терпения, выявили гнев и ярость и через то дом Ваш остался недостроенными, и Вы почувствовали нежелание молиться и ходить ко мне. На сие заявляю Вам – это вражеское искушение. Молитесь за о. С. Авва Зенон говорит: «Кто хочет чтобы Бог услышал молитву его, тот, когда станет на совершение ее – прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих и ради этого Бог услышит всякую молитву его. И так молитесь за о. С., и молитва Ваша смирит Ваше сердце и приблизит Вас к Богу, и простит Вам Ваши грехи и даст Вам встать твердо и возрастать духовно. О. С. не выявил любви христовой по отношению к Вам в терпении и снисхождении Вами переживаемого, грешны и Вы в том же. Посему приходите скорей ко мне и очистите Вашу совесть и Ваше послушание о. духовному, и терпение и сострадание к ближнему низведут милость и прощение грехов от Милосердного Бога. Благословение Господне да почиет над Вами. Грешн. Бог. Алекс.
Получено 15-IX-1922 г.
К. П.
Добрая К. П. Вот уже прошла почти неделя, как я уехал из Москвы, но, все не могу привыкнуть, тянет меня снова в Москву! Дождливая погода, не совсем здоровится. Впрочем, что я пишу такую ерунду, у Вас ее у самих немало. Как Ваше самочувствие? Вы, как райский цветочек от малейшего ветерка или сильного солнечного света начинает ежиться и морщиться, так и Вы от пустого слова, от серьезного взгляда готовы упасть духом и совершенно расстроиться. Все это меня в Москве озабочивало, и я посильно старался Вам помочь, чем мог. Ныне, когда разъединяет 100 верст и я не могу лично Вам помочь, становлюсь на молитву и горячо молюсь за Вас, чтобы Он, Милосердный, поддержал Вас и вразумил, как поступать. Я твердо верю, что Милосердный Господь близ каждого из нас и готов помочь нам во всех тяжелых обстоятельствах, лишь бы мы помнили о Нем, и, сознавая свою немощь, чаще взывали к Нему: Иисусе Сыне Божий, помилуй нас. Усердно прошу Вас следовать моему совету, и на Ваш молитвенный вопль: помилуй меня – услышите в сердце милостивый ответ: «не бойся, Я с тобою». Благословение Господне да почиет над всеми Вами. Грешн. Б. А.
Получено 1.VI, ст. ст. 1923 из Вереи.
М. А.
Добрая М. А. Как Вы чувствуете себя морально и телесно? Уезжая из Москвы, я более думал о младенцах, к числу коих причислил и Вас. Как мои внучата требуют особых забот о них, так и Вы нуждаетесь и в руководстве и в добром ласковом слове, у внучат есть родители, а у большинства остальных младенцев нет никого, между тем по опыту знаю, что оставшиеся младенцы, как очень нервные, весьма чувствительны во всех отношениях и нуждались в частом руководстве. Оставляя со скорбью этих горемык, я молился горячо о них при отъезде и буду молиться и впредь, а теперь издалека благословляю их, даю завет крепиться, мужаться и не киснуть, а помнить, что они не одиноки, у них есть отец, хоть и старенький и глупенький, но сильный духом. Благословение Господне да почнет над всеми Вами. Гр. А. Добре! Приезжайте с Марусей – жду Вас. Последнее письмо из Верей, получено 1-14 июня 1923 г.
К.
Ты пишешь, что на собрании у М. Викт. было прочтено мое правило – краткое христианской жизни – и единодушно решено, что хотя и простое, но очень для нас трудное. Помни, дорогая, что составлялось это правило для настольного исполнения каждому христианину по просьбе многих затруднявшихся, что, собственно, должен делать каждый день христианин, начавший свою духовную жизнь. И вот мое краткое правило и отвечает на этот вопрос. Если бы ты, баловница, обратилась ко мне с подобной просьбой, то я тебе и подобны тебе шаловливым баловницам – младенцам сказал бы: постоянно находитесь в послушании у Ваших родителей и у отца духовного и пока довольно с Вас. А затем, когда научитесь повиноваться старшим и откажетесь от собственной воли, то придете сами к заключению, что правило отца Алексея мало еще для Вас. Сестре привет, молюсь за нее. Бог даст, скоро увидимся. Не скучаю. Поклон Мише, маме. Благословение Господне над всеми Вами. о. Алексей.
К Л.
Добрая Л.! В чем ты письменно покаялась, я тебе разрешил, и каяться вновь не следует, если к этому не возвращалась. Что касается описания твоей жизни, как делали М. А. и другие, то опиши. Молись усердно и неопустительно. Не забывай, что ты находишься пред лицом Всеведущего Господа. Милосердный Господь тебя видимо оберегает и не посылает тебе особых испытаний. Поэтому благодари Его постоянно и будь спокойна. Он Милосердный, Одинаков всегда. Вдумывайся во все. Старайся в жизни своей выявлять Христа Спасителя. Прежде, чем что сделать или сказать, подумай, как бы поступил или сказал в данном случае И. Христос. Относись ко всем внимательно и любовно и будет хорошо. Проверяй себя и найденное в себе нехорошее, греховное старайся не другой день не делать. О твоем суеверии забудь: что говорили тебе в Институте, что ты приносишь всем тем, которые с тобой соприкасались, одно несчастье, и потом сама ты замечала, что, если что предположишь, выходило наоборот, – больше не думай. Это все ложь и пустяки. Я тебе на исповеди говорил и вновь считаю долгом повторить: на будущее время ничего не предполагай, а положись во всем на Твоего вселюбящего Небесного Отца и Матерь Божию. Призывай на помощь Святитель Николая, муч. Трифона, цар. Елену и св. Ангела-хранителя твоего и чаще взывай к Милосердному Творцу и нашей общей Матери Царице Небесной: «Вам поручаю свою жизнь и слезно молю: устройте мою жизнь, как будет Вам благоугодно. Верю твердо, что Вы исполните мою недостойную, грешную молитву и поможете мне возрасти духовно в этой жизни и в будущей удостоите лицезреть Небесного Царствия, где не будет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Благословение Господне да почиет над всеми Вами. Гр. А. 1923 г.
|