КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Слово в День ПреображенияПоят Иисус Петра и Иакова и Иоанна, возведе их на гору высоку едины и преобразися пред ними. (Ев. Матф. 17.1) Много в жизни Господа было чудных дел, знаменательных событий, необычных явление Божества Его: но ни одно не было столь поразительно, как славное Преображение Господа. Вот во мраке ночи на вершине горы одиноко молится Господь и в то время, как 3 ученика его, утомленные, погружены в глубокий сон. Господь воспринимает на Себя или, лучше сказать, раскрывает из Себя Божескую славу. Лицо Его издавало из Себя свет солнца, одежды Его блестели чистейшею белизною, а Нему благоговейно предстали два высшие пророка Ветхого Завета Илия и Моисей, самая ночь просветлела и гора вся была во свете неземном, чудном. Пробужденные ученики Его дивились, восторгались и трепетно созерцали все это невиданное зрелище. Теперь вопрос: для кого и для какой цели было это славное видение? Не для народа, конечно, потому что стоящий под горою народ не был свидетелем этого чуда. И не для учеников также, потому что им досталось лишь несколько минут насладиться видением. Стало быть, для Самого Господа последовало Его Преображение. Вникнем. Приближался уже конец Его земного поприща и не раз по человечеству обозревал Он все, сделанное Им, и задавался вопросом о достигнутом Им успехом. Что же представлялось Господу? Назади 3 года Его неустанного служения роду человеческому: проповедь, чудеса исцелений, призывы к народу, – а в ответ Ему неверие, злословие одних, равнодушие других, по-видимому привязанность толпы народной, но лишь кажущаяся, легко изменяющаяся. А впереди еще мрачнее. Еще немного, и восстанут на Него сильные земли, будут следить с коварною злобою за каждым Его шагом, затем предательство одного из самих учеников Его, суд, – пристрастный и злобный, страдания и муки и – крестная, позорная смерть. Божественным взором Он ясно видел все предстоящее Ему, а как человек Он не мог не чувствовать тяжести Своего положения, не мог не изнемогать от утомления, не смущаться душою, не нуждаться в подкреплении свыше для окончания великого Своего дела – спасения рода человеческого, – грешного, неверного, неблагодарного. Евангелие нам прямо открывает это состояние души Господа пред часом Его страданий. «Прискорбна душа Моя до смерти» – говорит Он ученикам Своим. Кто когда-либо из нас, друзья, страдал истинною скорбью, тот поймет эти слова, тот почувствует, какою жгучею болью всего существа вызваны они, тот, хоть не вполне, но постигнет, – какая вопиет это исстрадавшаяся, ничего впереди не ждущая, утратившая веру в будущее душа. И пал Он на лице Свое в глубокой молитве пред Отцем Своим Небесным и просит, да мимо идет от Меня чаша сия! Как ясны теперь все события Преображения Господа. Он восходит на гору высоку. Он там внизу, под горою оставляет весь этот мир, для которого Он пришел с такою святою благостью, для которого Он оставил радости Божества, для которого Он так охотно принял величайшее поручение от Небесного Отца Своего, и который с таким неверием встретил Его, который так легкомысленно то воздавал Ему царские почести, то так насмешливо кричал: распни, распни Его! Он преображается: Это – уже не Тот кроткий, смиренный, скорбящий Иисус, каким еще за минуту казался Он: но вид Его Божественен, от Него исходит свет солнца, лицо Его, одежда, вся окрестность озарились Божескою славою. В это минуту, верится, Он видит всю будущую славу Царствия Божия на земле: минуя страшные события последнего дня жизни. Он видит св. веру, распространяющейся по земле, видит Своих учеников, возрождающих мир – недавно еще столь неверный, видит святых Божиих, совершающих великие дела Господни, видит всю землю, озаренную, как гора, светом истины, правды, великого нравственного преображения. И в эту торжественную минуту слышится с небеси голос, именующий Его Сыном возлюбленным и повелевающий земле слушать Его. О, теперь Господь снова войдет в Свое дело и довершит его: пусть восстают на Него, пусть судят Его, пусть на крест возносят Его – Он видел Отца Небесного, Его ждет слава, которую Он имел от начала мира. Ему предназначена победа над миром и торжество не небе. Таково значение сегодняшнего торжества и честь Преображения Господня. И для нас, друзья, есть много поучительных уроков в этом дивном событии. Господь восходит на гору высоку. Не научаемся ли и мы по временам отрешаться от этого шума суеты житейской и восходить на гору уединения, богомыслия, молитвы. Жизнь земная представляет столько темных дел, столько печальных раздоров между братьями-людьми, столько смущающего зла, неправды, коварства. О, скорее на гору – в уединение, возведем взоры к небу, заставим умолкнуть все эти страсти, суеты, неправды, забудем этот мир, погрузимся в тихую, внутреннюю молитву. Господь преобразился. Это значит, в душе Его водворился мир, надежда, просветление и все это возрождение души Его сказалось в лице Его, на одежде Его, на всей горе. Вот, други, чем силен человек – душою своею, пробужденною, просветленною, облагодатствованною! Посмотрите на праведного, просто на доброго человека: у него во всем светится его верующая, простая искренняя душа; его не смутит скорбь, его возвышает радость, его ободряет надежда, он верует в будущее славное. А зачем тут присоединились эти два великих пророка Илия и Моисей, с Ним беседующие? Это – два представителя будущего славного Царства Божия на земле. Моисей – великий путеводитель народа Израильского в обетованную землю, Илия – это обличитель неправды, злодейства и вражды, взятый на огненной колеснице на небо. Всегда будут в мире учителя добра и света, всегда будут светить лучшие люди в образец и поучение миру, всегда будут путеводители к миру лучшему – к блаженной жизни на небе. Не надобно смущаться. Наступят лучшие времена, просветится земля светом правды и истины, преобразуется и преобразится наш, теперь еще мрачный и слабый, мир в славное Царство Божие. Помолимся же в настоящий день Преображения Господня вместе с Церковью: Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущий, Светодавче! Аминь. 1914 г., августа 6 дня.
|