КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Причины высокомерияВысокомерный человек ощущает своё превосходство над остальными людьми. Ему кажется, что он не такой, как все, особенный, и он испытывает непреодолимое желание не подчиняться никому. Причины этого явления таковы. 1. Стремление никому не подчиняться. Это стремление может разрастись до таких размеров, что человек перестанет подчиняться даже Аллаху, в руке Которого ключи к небесам и земле и Который может всё. Вместе с этим стремлением у высокомерного человека появляется ощущение, что он ни в ком не нуждается, и он преступает границы дозволенного: «Но нет! Человек преступает границы дозволенного, когда ему кажется, что он ни в ком не нуждается» (сура 96 «Сгусток», аяты 6–7). Имам аль-Багави, автор известного тафсира, сказал: «То есть человек переходит установленные границы и проявляет высокомерие даже по отношению к Господу, потому что он считает, что ни в ком не нуждается». 2. Непреодолимое желание выделяться на фоне других людей. Высокомерный человек считает, что общество обязано отводить ему особое положение и признавать его превосходство. И если общество не признаёт за ним права на подобное превосходство, то ему начинает казаться, что он может поправить ситуацию и добиться желаемого с помощью своего высокомерия. 3. Стремление человека скрыть ощущение своей неполноценности или неудовлетворённость своими делами. Высокомерный человек стремится быть важным и достойным почитания в глазах людей и старается, чтобы никто не обнаружил его недостатки. Однако своим высокомерием он лишь разоблачает самого себя, привлекая внимание окружающих к своей персоне и заставляя их искать правду о нём. И когда они узнают правду о нём, он становится ничтожным в их глазах и они начинают относиться к нему пренебрежительно. А ведь он мог бы скрыть свои пороки и недостатки посредством скромности, мягкости, приветливости, молчания о том, о чём у него нет знания, извинений за то, чем он не владеет в совершенстве, отдаления от того, чтобы бросать кому-то вызов и утверждать о себе то, что не соответствует действительности. 4. Преувеличенная скромность окружающих. Иногда причиной высокомерия человека становится чрезмерная скромность окружающих, их незаметность и нежелание идти вперёд и брать на себя ответственность. Высокомерному человеку кажется, что подобное поведение окружающих — это, по сути, признание его превосходства над ними. И шайтан продолжает внушать ему это до тех пор, пока человеку не начинает казаться, что он лучше всех. Он начинает презирать тех, кто его окружает, и впадает в высокомерие. 5. Различие ценностей и критериев превосходства. К причинам появления высокомерия относится нарушение критериев превосходства людей друг над другом. Например, люди начинают превозносить богатого и влиятельного человека над остальными, даже если он ослушник и нечестивец, и отодвигают в сторону чистого и богобоязненного только потому, что он беден и не относится к числу влиятельных. Результатом становится продвижение вперёд того, кто этого не заслуживает, и он начинает превозноситься над людьми и смотреть на них свысока. Посланник Аллаха r разъяснил это с помощью практического примера, объявив сподвижникам, что полностью отвергает подобные критерии. Сподвижник Сахль ибн Са‘д передаёт: «Как-то раз мимо Посланника Аллаха r прошёл один человек, и Пророк r спросил сидящего рядом с ним: “Что вы скажете об этом человеке?” Они сказали: “Это — знатный человек, достойный того, чтобы выдать за него замуж женщину, если он посватается к ней, и того, чтобы его заступничество было принято, если он станет заступаться за кого-нибудь”. Пророк r промолчал, а потом мимо прошёл другой человек, и он спросил: “А что ты скажешь об этом человеке?” Он сказал: “Человек из числа бедных мусульман. Такой заслуживает того, чтобы не выдавать за него замуж женщину, если он посватается к ней, и того, чтобы не принимать его заступничества, если он станет заступаться за кого-нибудь, и того, чтобы его не слушали, если он станет говорить что-нибудь”. Тогда Посланник Аллаха r сказал: “Этот [бедняк] лучше всей земли, наполненной такими, как тот [богач]!”» [Бухари, 5091]. 6. Сравнение своих благ с чужими и забвение Дарителя этих благ. К причинам высокомерия относится и то, что человек смотрит на свои блага, которыми наделил его Всевышний Аллах, и сравнивает своё положение с положением тех людей, которым Аллах не дал этих благ. Ему начинает казаться, что он заслуживает того, что ему даровано, и что он обрёл все эти блага, потому что был достоин их и имел право на них. И он начинает смотреть на других людей свысока, считая их недостойными подобных благ.
|