Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Наказание за высокомерие




Если говорить о наказании в этом мире, то высокомерного ожидают следующие наказания.

1. Результат его высокомерия оказывается прямо противоположным ожидаемому: люди начинают презирать его и он становится ничтожным в их глазах. Это воздаяние от Господа и обычай Всевышнего в этом мире: кто скромен, принижая себя пред Аллахом, того Аллах возвышает, а кто превозносится над истиной, того Аллах унижает.

2. Лишение возможности извлекать для себя пользу, уроки и назидание из знамений Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него. Если они узреют правый путь, то не последуют этим путём, а если они узреют путь заблуждения, то последуют им. Это — потому, что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими» (сура 7 «Преграды», аят 146).

Ас-Са‘ди, автор известного тафсира, сказал: «“Я отвращу от Моих знамений” — то есть от того, чтобы извлекать назидание из знамений, заключённых во Вселенной и в самом человеке, и от понимания аятов Корана. “Тех, которые возгордились на земле безо всякого права” — то есть превозносятся без права над рабами Аллаха, и над истиной, и над тем, кто пришёл с ней. Того, кто соответствует этому описанию, Аллах лишает великого блага и оставляет без помощи и поддержки, и он не понимает из знамений Аллаха то, что может принести ему пользу. Более того, может случиться так, что истины для него перевернутся, и он начнёт считать благим скверное» [Тафсир ас-Са‘ди].

3. Пророк r обещал высокомерному наказание в этом мире. Сподвижник Саляма ибн аль-Аква‘ d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Не перестанет человек превозноситься до тех пор, пока не будет записан в числе высокомерных тиранов, и тогда его постигнет то же, что и их» [Тирмизи, 2000].

«Не перестанет человек превозноситься» — то есть не перестанет человек возносить себя и превозноситься над людьми, отдаляясь от них всё больше и считая себя великим и достойным; «пока не будет записан в числе высокомерных тиранов» — то есть в числе несправедливых притеснителей, таких как фараон, Хаман, Карун. Или же он окажется вместе с ними в нижайшем слое Огня [Тухфат аль-ахвази].

Это хадис наглядно показывает нам то, как высокомерный постепенно заходит всё дальше и дальше в своём высокомерии и в конце концов превращается в надменного тирана, хотя вначале он не был таким. Разумный человек боится наказания за высокомерие, даже в чём-то незначительном, поскольку несерьёзная болезнь может дать тяжёлые осложнения, и малая искра может стать причиной огромного пламени.

4. Высокомерие — причина ухода благ и прихода бед. Саляма ибн аль-Аква‘ d передаёт, что один человек ел в присутствии Посланника Аллаха r левой рукой, и Пророк r сказал ему: “Ешь правой рукой”. Тот ответил: “Я не могу”. Он сказал: “Да не сможешь ты!”, поскольку ему не мешало ничего, кроме высокомерия. И он действительно больше не смог поднести [левую руку] ко рту» [Муслим, 2021].

Ан-Навави сказал: «В этом хадисе содержится разрешение обращаться к Аллаху с мольбой против того, кто поступает вопреки постановлению Шариата без какого-либо оправдания» [Навави].

Этому человеку высокомерие помешало подчиниться Посланнику Аллаха r и исполнить его веление, и в наказание Пророк r обратился к Аллаху с мольбой против этого человека, чтобы он не смог больше есть левой рукой. Аллах внял мольбе Пророка r, и тот человек действительно тут же лишился способности делать то, что делал прежде.

Разве не боятся высокомерные, которым их высокомерие мешает следовать истине, что Всевышний Аллах лишит их благ, посредством которых они ослушиваются Его и превозносятся?!

5. Высокомерие — одна из причин провалов под землю и мучений в могиле. Абу Хурайра d передаёт, что Пророк r сказал: «Когда один человек из числа живших до вас шёл в своём одеянии, любуясь собой, расчесав свои длинные волосы, Аллах сделал так, что он внезапно провалился под землю — и он будет погружаться в неё до самого Судного дня» [Бухари, 5789; Муслим, 2088].

Ибн Хаджар сказал: «Под красивой одеждой подразумевается изар и плащ. А в версии Муслима от Абу Хурайры говорится: “Когда один человек горделиво шёл, облачённый в свои два плаща”. И он сказал: “Любуясь собой”.

“Расчесав свои длинные волосы” — подразумеваются волосы, ниспадающие до плеч и ниже, а под расчёсыванием понимается такое расчёсывание, которое сопровождается умащением волос благовониями. “Аллах сделал так, что он внезапно провалился под землю — и он будет погружаться в неё до самого Судного дня” — подразумевается движение, или же движение, сопровождаемое голосом. Ибн Фарис сказал, что подразумевается погружение в землю, сопровождаемое сотрясением и резкими движениями из стороны в сторону. То есть он будет погружаться в землю, сотрясаясь и содрогаясь. Из этого хадиса можно понять, что земля не станет пожирать тело этого человека (то есть оно не подвергнется разложению), хотя это может вызвать удивление: неверующий, тело которого не разлагается после смерти» [Фатх Аль-Бари].


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты