Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Лечение высокомерия




Знай, что высокомерие относится к числу пагуб, устранение которых — обязанность каждого верующего. Высокомерие не исчезает просто так, по желанию самого человека. Требуется лечение. Ниже перечислены некоторые методы лечения высокомерия.

1. Извлечение самого корня высокомерия из сердца. Верующий должен знать себя и знать своего Всевышнего Господа. Если он знает себя по-настоящему, то он понимает, что ему не приличествует ничего, кроме скромности. И если он по-настоящему знает своего Господа, то он понимает, что гордость и величие не приличествуют никому, кроме Аллаха.

Познать себя верующий может, размышляя о начале своего сотворения, и о своём конце, и о том, что происходит с ним в промежутке между этими двумя событиями.

Если говорить о начале его сотворения, то Аллах сотворил его из семени, презренной жидкости, а потом превратил его в сгусток, потом — в кусочек плоти, потом Он создаёт кости и одевает их плотью… Это начало его сотворения. Человек не был создан сразу совершенным, полноценным существом, но жизни его предшествовала смерть, небытие, силе — слабость, знанию — невежество, следованию прямым путём — заблуждение, богатству — бедность. Так откуда в нём эта гордыня и кичливость, это высокомерие и надменность?

Потом, когда человек начинает свою земную жизнь, Аллах отдаёт его во власть болезней и бед, которые постигают его, хочет он того или нет. Он голодает против своей воли, испытывает жажду против своей воли, болеет против своей воли, умирает против своей воли. Он хочет знать что-то, но так и не узнаёт, и хочет помнить что-то, но забывает, хочет забыть что-то, но всё равно помнит. Он — подневольный раб, не способный принести пользу самому себе или отвести от себя вред, не контролирующий ни благо, ни зло, постигающее его. Что ниже его положения? Если бы он только знал правду о себе!

Если же говорить о конце человека, то это смерть. Он лишается духа, слуха, зрения, знания, своих способностей, чувств, способности к восприятию и движению и превращается в нечто неподвижное и лишённое жизни, как и в самом начале своего сотворения, а потом его закапывают в землю, и он превращается во внушающий омерзение гниющий труп. И если бы он таким и остался… Но нет, он, после того как станет прахом, будет воскрешён, чтобы встретить страшные испытания, и выйдет из могилы навстречу ужасам Судного дня, и будет развёрнут перед ним свиток с записью его деяний, и ему будет сказано: «Читай свою книгу! Сегодня достаточно того, что ты сам сосчитаешь свои деяния против самого себя» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 14). И увидев этот свиток, он устрашится: «Будет положена книга, и ты увидишь, как грешники будут трепетать от того, что в ней. Они скажут: “Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех — всё подсчитано”. Они обнаружат перед собой всё, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» (сура 18 «Пещера», аят 49).

Сподвижник аль-Ахнаф ибн Кайс говорил: «Я удивляюсь, как может проявлять высокомерие тот, кто дважды проходит теми же путями, что и моча[57]» [Вафайат].

Мутарриф ибн аш-Шиххир как-то увидел Язида ибн Мухалляба, влачащего по земле подол своей одежды, и сказал: «Поистине, Аллаху ненавистна такая походка!» Тот сказал: «Разве ты не знаешь меня?» Он ответил: «Конечно, знаю. Начало твоё — клейкое семя, а конец твой — внушающий отвращение труп, а между тем и этим ты носишь в себе нечистоты!» [Сийар].

Абу Мухаммад ‘Абдаллах ибн Мухаммад аль-Бассами аль-Хорезми как-то сказал:

Удивляет меня тот, кого облик свой восхищает,

Хотя прежде он был семенем пачкающим…

В земле он становится трупом, источая зловоние,

Но собой восхищается он и превозносится,

А меж двумя одеждами в себе он носит нечистоты!

А другой человек сказал:

О надменный, которого облик свой восхищает!

Погоди, ты надменности будешь лишён.

Если б думали люди о том, что в утробах у них,

Не гордился б ни юный, ни старый из них!

О сын земли, которого она поглотит завтра,

Угомонись! Ты будешь съеден и выпит…

2. Размышление о том, с чем связано его высокомерие и осознание того, что в этом нет поводов для высокомерия. Если человека постигает высокомерие из-за его происхождения, то он должен образумить своё сердце, осознав, что это невежество и глупость: ведь он гордится чужим совершенством! А может ли разумный человек становиться высокомерным из-за чужого совершенства?

Сподвижник Убайй ибн Ка‘б d сказал: «При жизни Посланника Аллаха r два человека, поспорив, стали говорить друг другу о своём происхождении. Один из них сказал: “Я — такой-то, сын такого-то! А ты кто такой, да лишится тебя твоя мать?” Тогда Посланник Аллаха r сказал: “Два человека стали спорить и говорить друг другу о своём происхождении во времена Мусы u, и один из них сказал: ‹Я — такой-то, сын такого-то [и он перечислил девять своих предков]. А ты кто такой, да лишится тебя твоя мать?› А тот ответил: ‹Я — такой-то, сын такого-то, сын ислама[58]›. И тогда Аллах внушил Мусе u относительно этих двоих: ‹Что касается тебя, относящего себя к девяти, которые в Огне, то ты — десятый для них. Что же касается тебя, относящий себя к роду двоих, которые в Раю, то ты — третий для них в Раю›”» [Ахмад].

Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, Аллах избавил вас от высокомерия времён невежества и свойственной им гордости отцами. Есть только богобоязненный верующий и нечестивый грешник. Вы — сыны Адама, а Адам был сотворён из земли. Люди прекратят гордиться теми, кто стал углями Ада, а иначе они будут значить для Аллаха меньше, чем навозные жуки, толкающие своими носами гниль!» [Абу Давуд, 5116].

«Высокомерие времён невежества» — то есть присущая тем временам надменность и кичливость. Что касается слов «есть только богобоязненный верующий и нечестивый грешник», то имам аль-Хаттаби сказал, что эти слова означают, что люди делятся на две категории: богобоязненные верующие и нечестивые грешники. Богобоязненный верующий всегда лучше и достойнее нечестивого грешника, даже если он не благородного происхождения. А нечестивый грешник низок, даже если он родовитый. Согласно другому толкованию, проявляющий высокомерие либо является богобоязненным верующим, и тогда ему не следует ни над кем превозноситься, либо он — нечестивый грешник, низкий пред Аллахом и, соответственно, не имеющий оснований гордиться. Таким образом, высокомерие недопустимо в обоих случаях. «Вы — сыны Адама, а Адам был сотворён из земли» — и не приличествует тому, чью основу составляет земля, проявлять высокомерие и надменность. «Люди прекратят» — подразумевается клятва, то есть: клянусь Аллахом, люди прекратят поступать так. «А иначе они будут значить для Аллаха меньше» — то есть будут более ничтожными для Него, «чем навозные жуки», то есть жуки, которые скатывают шары из навоза и толкают эти шары своими носами — «толкающие своими носами гниль», то есть навоз [Фатх Аль-Бари].

Абу Райхана передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Кто объявляет о своём происхождении от девяти неверующих предков, желая обрести через них возвеличивание и почёт, тот станет десятым для них в Огне» [Ахмад]. Ибн Хаджар сказал в «Фатх Аль-Бари», что у этого хадиса хороший (хасан) иснад.

А человек, проявляющий высокомерие по причине знания, которым обладает, должен помнить, что против обладающих знанием у Аллаха ещё более веский довод, ибо тот, кто ослушивается Аллаха сознательно, зная об этом, совершает более тяжкое преступление. И пусть он знает, что гордость не приличествует никому, кроме Аллаха, и, проявляя высокомерие и гордыню, он становится ненавистным для Аллаха. Мысль об этом устраняет высокомерие и способствует скромности.

И верующий должен знать, что высокомерие, связанное с благими делами и поклонением, — великое испытание для рабов Всевышнего.

Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Жили два человека из числа сынов Израиля, и один из них грешил, а другой, напротив, усердно поклонялся Господу. Каждый раз, заставая первого совершающим грех, второй говорил ему: “Перестань!” И вот однажды он в очередной раз застал его за совершением греха и сказал: “Перестань!” А тот сказал в ответ: “Оставь меня на суд Господа! Разве ты послан надзирать за мной?” Тот сказал: “Клянусь Аллахом, Аллах не простит тебя и не введёт тебя в Рай!” Потом они умерли и предстали перед Господом миров, и Он сказал усердно поклонявшемуся Ему: “Знал ли ты обо Мне всё? Имел ли ты какую-нибудь власть над тем, что у Меня?” А грешнику Он сказал: “Войди в Рай по милости Моей!” Второму же Он сказал: “Отведите его в Огонь!”» Абу Хурайра d сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, он произнёс такие слова, за которые заслужил наказание в этом мире и в мире вечном!» [Абу Давуд, 4901].

Абу Язид аль-Бистами сказал: «Раб Аллаха остаётся высокомерным до тех пор, пока продолжает считать, что среди творений есть кто-то хуже него» [Сийар].

Всевышний Аллах, описывая опередивших в благом, сказал, что они совершают то, что является покорностью Ему, и при этом боятся, что Аллах не примет от них эти деяния. Всевышний Аллах сказал: «Которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу, — все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» (сура 23 «Верующие», аяты 60–61).

‘Аиша g, супруга Пророка r, рассказывает: «Я спросила Посланника Аллаха r об аяте “Которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся”: “Это те, которые пьют вино и занимаются воровством?” Он ответил: “Нет, о дочь ас-Сыддика… Это те, которые постятся, молятся и подают милостыню, боясь при этом, что это не будет принято от них. Это — опередившие в благом”» [Тирмизи, 3175].

3. Обращение к Всевышнему Аллаху с мольбами. Сподвижник Джубайр ибн Мут‘им передаёт, что он видел, как Посланник Аллаха r говорил во время одной из молитв: «Аллах велик, намного более велик, чем всё остальное! Аллах велик, намного более велик, чем всё остальное! Аллах велик, намного более велик, чем всё остальное! Многая хвала Аллаху! Многая хвала Аллаху! Многая хвала Аллаху! Пречист Аллах утром и вечером! Пречист Аллах утром и вечером! Пречист Аллах утром и вечером! Прошу у Аллаха защиты от шайтана — его дуновения, поплёвывания и уколов»[59]. Как он сказал, поплёвывания шайтана — это порочные стихи, его дуновения — высокомерие, а его уколы — смерть [Ибн Хиббан, 1780].

4. Скромность. Анас ибн Малик d передаёт: «Поистине, любая рабыня жителей Медины могла взять Пророка r за руку и увести его, куда хотела» [Бухари, 6072].

Ибн Хаджар сказал в «Фатх Аль-Бари»: «“И увести его, куда хотела”. А в версии Ахмада говорится: “И увести его туда, куда ей было нужно”. Этот хадис содержит разные виды подчёркивания скромности, поскольку упомянута женщина, а не мужчина, и притом невольница, а не свободная, и сказано, что любая рабыня могла сделать это. Слова “взять за руку” не нужно понимать буквально — это указание на полное распоряжение, даже если требовалось сделать что-то за пределами Медины, и она обращалась к нему за помощью в этом. Это — дополнительное свидетельство его скромности и отсутствия у него любых проявлений высокомерия» [Фатх Аль-Бари].

Аль-Асвад передаёт: «Я спросил ‘Аишу g о том, чем занимался Пророк r в своём доме, и она сказала: “Он помогал своим домочадцам в их работе. А когда наступало время молитвы, он выходил на молитву”» [Бухари, 676].

Ибн Хаджар сказал: «“В их работе” объясняется в хадисе как прислуживание… самому себе или [помощь] остальным членам семьи. В “Шамаиль” ат-Тирмизи это разъясняется. ‘Амра передаёт от ‘Аиши такие слова: “Поистине, он был просто человеком: чистил свою одежду, доил свою овцу и прислуживал себе сам”. А в версии Ахмада и Ибн Хиббана, передаваемой со слов ‘Урвы, говорится: “Он зашивал свою одежду и чинил свои сандалии”. В этом хадисе содержится побуждение к скромности, отказу от высокомерия и оказанию мужчиной помощи своей семье» [Фатх Аль-Бари].

Джубайр ибн Мут‘им d сказал: «Вы говорите, что во мне высокомерие, а ведь я ездил на осле, носил простой плащ и доил овец, а Посланник Аллаха r сказал: “Кто делал это, в том нет никакого высокомерия”» [Тирмизи, 2001]. То есть это гнушаются делать только высокомерные [Тухфат аль-ахвази].

Благородный сподвижник ‘Абдаллах ибн Салям d как-то проходил по рынку, неся на себе вязанку дров. Ему сказали: «Что побуждает тебя к этому, ведь Аллах избавил тебя от необходимости в этом?» Он сказал: «Я хотел оттолкнуть от себя высокомерие. Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце есть высокомерие хотя бы на вес горчичного зерна”» [Табарани, 129].

Заключение

Ибн аль-Каййим сказал: «У всех грехов — три основы. Это высокомерие — именно оно довело Иблиса до того положения, до которого он дошёл; порицаемое стремеление — именно она вывела Адама из Рая; и зависть — именно она заставила сына Адама покуситься на брата своего. И тот, кто защищён от зла этих трёх вещей, защищён от всякого зла, ибо неверие — от высокомерия, ослушание — от порицаемого стремления, выход за границы дозволенного и несправедливость — от зависти» [Фаваид].

Просим Аллаха сделать нас одними из тех, кто скромен по отношению к Нему и Его творениям, и да убережёт Он нас от высокомерия и высокомерных. И мир и благословения нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты