КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проверь себя⇐ ПредыдущаяСтр 55 из 55 Ниже приводятся два типа вопросов. Ответ на вопросы первого типа не требует усилий, тогда как для ответа на вопросы второго типа требуются размышление и обдумывание. Вопросы первого типа 1. Что такое высокомерие? 2. Пророк r дал исчерпывающее определение высокомерию. Какое? 3. Назовите причины высокомерия? 4. С чем может быть связано высокомерие? 5. Каковы основы всех грехов? Вопросы второго типа 1. В чём заключается различие между высокомерием и самолюбованием? 2. В каких случаях знание становится причиной высокомерия? 3. Какому наказанию подвергаются высокомерные в этом мире? 4. Какому наказанию подвергаются высокомерные в мире вечном? 5. Как лечится высокомерие? Литература [1] Это русское слово сегодня редко встречается в речи и потому, представляется, требует пояснения. Согласно Малому академическому словарю русского языка, роскошество — это пристрастие к роскоши, к изысканности в чём-либо. [2] Фадаля ибн ‘Убайд ибн Нафиз аль-Ансари, Абу Мухаммад. Сподвижник. Один из участников клятвы довольства. В эпоху Му‘авии командовал войсками. Также занимал должность судьи в Дамаске. Участвовал в открытии Египта для ислама. Скончался в Дамаске в 53 г. х. [3] То есть являешься её правителем. [4] Мера веса; около 2,5 кг. [5] Муджахид ибн Джабр — последователь сподвижников; имам, факых, авторитетный учёный, передавший множество хадисов, в том числе от Ибн ‘Аббаса, ‘Аиши, Абу Хурайры, Са‘да ибн Абу Ваккаса, ‘Абдуллаха ибн ‘Умара и других сподвижников. Знаток хадисов и толкования Корана, искусный чтец Корана. [6] Мухаммад ибн Абу Бакр, Абу ‘Абдуллах, известный как Ибн Каййим аль-Джаузийя или Ибн аль-Каййим. Родился в Дамаске. Ученик Ибн Таймии. Выдающийся учёный ислама, известный своим равнодушием к мирским благам и усердным поклонением Аллаху. Автор множества трудов. Среди его учеников — Ибн Касир, Ибн Раджаб, аз-Захаби, ас-Субки и другие. [7] Иными словами, это средство, исполняющее те же функции, что и газированные напитки, которыми сегодня запивают обильные трапезы. [8] То есть люди, которые привязаны к этому миру и помыслы которых связаны с ним. [9] «Аллахумма, инни а‘узу би-ка мин аль-‘аджзи, ва-ль-касали, ва-ль-джубни, ва-ль-харами». [10] Аль-Асвад ибн Язид ибн Кайс — последователь сподвижников; имам, передатчик множества хадисов. Родом из Хадрамаута (Йемен). Застал времена невежества и ислам. Передавал хадисы от Му‘аза ибн Джабаля, Биляля, Ибн Мас‘уда, ‘Аиши, Хузайфы ибн аль-Ямана и других сподвижников. Его сын ‘Абду-р-Рахман передавал от него хадисы. Ибрахим ан-Наха‘и был его племянником. [11] Он имел в виду мир вечный. [12] То есть подающая. [13] Имеется в виду передняя нога овцы, на которой почти не мяса. [14] То есть не стану отвечать на подобный вопрос никому после тебя. Дело в том, что Посланник Аллаха r назвал Хузайфе имена лицемеров, и ‘Умар обратился к нему с таким вопросом, зная об этом. [15] Здесь имеется в виду, что Абу Мас‘уд и некоторые другие бедные сподвижники Посланника Аллаха r переносили грузы за плату, а потом раздавали часть заработка в качестве милостыни. [16] То есть не нуждается в такой малости, как милостыня Абу ‘Акыля. [17] Ахмад ибн ‘Али аль-‘Аскаляни аль-Кинани. Родился в Египте. Его называли «повелитель верующих в хадисах». Выдающийся учёный, много путешествовал в поисках знаний. Знаток хадисов. Автор многих трудов. Давал фетвы, был судьёй (шафиитского мазхаба). Автор объёмного и широко известного комментария к сборнику хадисов аль-Бухари, а также сборника жизнеописаний сподвижников. Известны и другие его труды в разных областях исламского знания. [18] Мост над Адом, по которому пройдут все люди в Судный день. [19] «А‘узу би-калимати Лляхи т-таммати мин шарри ма халяк». [20] «Аллахумма, инни а‘узу би-ка мин аль-‘аджз, ва-ль-касаль, ва-ль-бухль, ва-ль-харам, ва-ль-касва, ва-ль-гафля, ва-з-зилля, ва-ль-маскана, ва а‘узу би-ка мина-ль-факр, ва-ль-куфр, ва-ш-ширк, ва-н-нифак, ва-с-сум‘а ва-р-рийа». [21] То есть от страсти и похоти, которые могут одолеть меня и подтолкнуть к прелюбодеянию или его предпосылкам. [22] «Аллахумма инни а‘узу бика мин шарри сам‘и ва мин шарри басари ва мин шарри кальби ва мин шарри маниййи». [23] «Аллахумма инна нас’алюка-ль-худа ва-т-тука ва-ль-‘афафа ва-ль-гына». [24] То есть эти вещи становятся причиной неверия. [25] Иджтихад — буквально ‘проявление усердия’, ‘настойчивость’, самостоятельное вынесение решений по вопросам мусульманского права (фикха), осуществляемое учёным, достигшим высшей ступени знаний в исламских науках. Муджтахид (учёный, обладающий правом делать иджтихад) должен обладать следующими качествами и навыками: знанием Корана и Сунны; знанием вопросов, по которым имеется согласное мнение учёных (иджма‘); глубоким знанием арабского языка; знанием основ фикха и методов извлечения решения из текстов первоисточников; знанием отменённых аятов и хадисов (насих, мансух); он должен быть мусульманином, обладать здравым умом и рассудительностью. [26] Это стремление названо тайной страстью потому, что далеко не всегда оно заметно в человеке и далеко не каждый знает, что это стремление есть в нём самом. В этом его опасность. Оно заставляет человека привязываться к мирскому, одновременно делая его веру слабой, и из-за мирского и любви к нему возникает вражда между людьми, порой даже между очень близкими. А главным виновником становится стремление к главенству и власти. (См. об этом также ниже слова Ибн Таймийи.) [27] То есть искушениям, которые власть приносит с собой. [28] То есть Всевышний Аллах поможет тебе избежать искушений, причиной которых становится власть, и уберечься от зла, которое она может причинить. [29] То есть соплеменников самого Абу Мусы аль-Аш‘ари. [30] Фард кифайа — вид обязанностей, исполнять которые обязаны не все, а лишь некоторые члены мусульманской общины, и если некоторые члены общины исполняют эту обязанность, она считается всеми выполненной, а если никто не исполняет эту обязанность, грех ложится на всех. [31] Подразумевается водоём Пророка r, водой которого верующие будут утолять жажду в мире вечном. [32] Речь идёт о людях, которые приобретали религиозные знания или занимались религиозной деятельностью с мирскими, корыстными целями. [33] Речь идёт о дорогостоящей полосатой одежде. [34] То есть к нему относятся пренебрежительно и презрительно из-за его неприметного внешнего вида и скромности. [35] То есть они пожелают заменить этим падением страшное наказание, которому они подвергнутся в Судный день. [36] Это событие имело место много лет спустя после кончины Посланника Аллаха r, после того как скончался четвёртый праведный халиф ‘Али ибн Абу Талиб, сыном которого был аль-Хасан. Однако Посланник Аллаха r узнал из откровения, что аль-Хасан примирит две большие группы мусульман, вступившие в противостояние. [37] Дело в том, что его предшественник Сулейман ибн ‘Абд-аль-Малик назначил ‘Умара своим преемником, не разглашая это, и мусульмане присягали тому, чьё имя было упомянуто в документе, не зная имени этого преемника, и сам ‘Умар до самой смерти Сулеймана не знал, что именно он назначен преемником халифа. [38] То есть от страсти и похоти, которые могут одолеть меня и подтолкнуть к прелюбодеянию или его предпосылкам. [39] «Аллахумма инни а‘узу би-ка мин шарри сам‘и ва мин шарри басари ва мин шарри кальби ва мин шарри маниййи». [40] «Аллахумма инна нас’алюка ль-худа ва-т-тука ва-ль-‘афафа ва-ль-гына». [41] В книге «Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя» приводится следующая версия. Однажды ‘Умар d зашёл к Посланнику Аллаха r, когда тот находился в небольшом помещении наподобие кладовки. ‘Умар передаёт: «Я зашёл и не увидел там ничего, на чём можно было остановить взор, кроме небольшого количества ячменя, завёрнутого в кусок ткани». И он прослезился. Посланник Аллаха r спросил: «Что с тобой, о ‘Умар?» А на боку Посланника Аллаха r остался след от циновки, на которой он лежал. ‘Умар воскликнул: «О Посланник Аллаха! Хосрой и цезарь купаются в роскоши… А ведь ты Посланник Аллаха, и Аллах возвысил тебя над людьми в этой жизни…» Посланник Аллаха r сказал: «Неужели ты сомневаешься, о ‘Умар? Разве не довольно тебе того, что им достанется мир этот, а нам достанется мир вечный?» [Бухари]. [42] То есть суру 87 «Всевышний». [43] В книге «Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя» приводится следующая версия. Му‘аз сказал: «Прошу у Аллаха защиты от того, чтобы мне попасть в Огонь этим утром! О Аллах, поистине, Ты знаешь, что я любил жизнь не из-за растущих деревьев и бегущих рек и не из-за жизни в домах и возведения дворцов… Но я любил жизнь из-за трёх вещей: жажды в знойный полдень, возможности касаться коленями коленей учёных в кружках, где приобретают знание, и возможности опускать в пыль лицо своё, совершая земной поклон Аллаху». [44] Он был учителем и наставником имама Малика. [45] Это слово может переводиться и как «неблагодарные». [46] Рис очищали, вероятно, топчась по нему ногами, примерно так же, как давят виноград; либо же его очищали другим способом, который предполагает топтание на месте. [47] Таким образом, в данной главе речь идёт о тех видах споров, которые ведутся не с благой целью, не с целью найти и показать остальным истину, а с целью навязать оппоненту своё мнение, унизить его или даже утвердить нечто заведомо ложное. [48] То есть либо отрицающим предопределение, либо, напротив, фаталистом, считающим, что от воли человека совсем ничего не зависит, то есть отрицающим свободу воли человека. Эти два течения являются крайностями, отклонениями от правильных убеждений. [49] То есть о том, какая именно ночь является Ночью предопределения. [50] Далее перечисляются не десять, а девять качеств; возможно, рассказчик что-то упустил, а возможно, это ошибка подсчёта. [51] ‘Абду-р-Рахман ибн Махди аль-Басри, Абу Са‘ид. Родился в 135 г. х. Учёный, знаток хадисов, известен своим равнодушием к мирским благам и усердным поклонением Аллаху. К числу самых известных его учителей принадлежал Суфьян ас-Саури. Скончался в 198 г. х. [52] То есть может заставить человека гордиться тем, что он слышал и передавал хадисы от известных учёных. [53] ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз аль-Умави, Абу Хафс — правнук ‘Умара ибн аль-Хаттаба, восьмой халиф из династии Омейядов. Был женат на дочери ‘Абду-ль-Малика ибн Мервана, пятого халифа из династии Омейядов. Его называли пятым праведным халифом. Известен своим равнодушием к мирским благам, скромностью, справедливостью и усердным поклонением Аллаху. Учился у Тавуса ибн Кейсана и у некоторых учёных Медины. Некоторое время был правителем Медины. Скончался в 101 г. х. [54] Сын аль-Хусайна, внук ‘Али ибн Абу Талиба и правнук Пророка r. [55] Му‘авия ибн Абу Суфьян, ставший халифом после кончины ‘Али ибн Абу Талиба и отказа от власти его сына аль-Хасана ибн ‘Али. [56] Знатные курайшиты, которые долго упорствовали, прежде чем принять ислам. [57] То есть, будучи семенем, он проходит возле мочеиспускательного канала, и появляясь на свет, он также проходит через родовые пути матери в непосредственной близости от отверстия для выхода мочи. [58] То есть покорности Богу. [59] «Аллаху акбару кабиран! Аллаху акбару кабиран! Аллаху акбару кабиран! Ва-ль-хамду ли-Лляхи касиран! Ва-ль-хамду ли-Лляхи касиран! Ва-ль-хамду ли-Лляхи касиран! Ва субхана Ллахи букратан ва асылян. Ва субхана Ллахи букратан ва асылян. Ва субхана Ллахи букратан ва асылян. А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтани мин нафхи-хи ва нафси-хи ва хамзи-хи».
|