КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Об умственных операцияхПсихологи рассматривали разум, волю и чувство как некоторые самостоятельные функции души, мало связанные между собою. Мышление изучалось отдельно от эмоций и потребностей. В результате чего искажалось понимание того, как работает наша душа. Традиционные методы управления эмоциями оказались несостоятельными и люди пришли к убеждению в том, что чувства, в отличие от мысли, неконтролируемы. Самое большее, что может человек, - это сдерживать проявление чувств, подавлять их. Среди трех инстанций души (мышление, чувства и воля) приоритет принадлежит мышлению, так как, во-первых, оно может быть в большей степени осознано, чем другие функции души, и, во-вторых, оно, обслуживает как чувства, так и волю, обеспечивая эти процессы информацией. Чувства возникают в результате особого эмоциогенного мышления. Невозможно обидеться или испытать стыд, гордиться или завидовать, наслаждаться успехом или страдать от неудачи без осмысления и понимания той ситуации, в которой активизируются эти эмоции. Рассмотрим это детальней. Мышление представляет собою последовательность умственных актов, в результате которых решается какая-либо задача. Как и всякое поведение, умственное может осуществляться как преднамеренно, так и автоматически, по привычке. Акты мышления, вначале осуществляются сознательно, но, повторяясь, становятся привычными и, вследствие этого, перестают нуждаться в сознательном управлении. Они уже не осознаются, а протекают автоматически. Так образуются умственные привычки. Покажем это на простом арифметическом примере. Мы, например, просто знаем, что трижды два - шесть. Какие же умственные операции лежат в основе этого знания? Мало кто из нас замечает, что для получения этого результата наш ум проводит три акта счета группами по два элемента, складывает их и потом сосчитывает результат и получает сумму шесть. В первом классе эти операции учеником полностью сознавались. А потом ученик выучил таблицу умножения и знает результат, сознательно его не подсчитывая. За этим знанием скрывается автоматическая бессознательная и привычная работа ума по сосчитыванию. Именно благодаря этой автоматической работе ума мы понимаем как получилось шесть. Если ребенок в школе сознательно не проделал эти умственные операции и лишь механически вызубрил таблицу умножения, то он никогда не поймет сущность числа, В приведенном примере результатом операций ума по сосчитыванию является число. Но ум может вырабатывать не только числа, но и эмоции. Если мы не знаем каким образом, с помощью какой программы операций ум вырабатывает эмоцию, скажем, обиду, то мы склонны считать, что этот неприятный продукт появляется сам по себе, помимо нашей воли. Отсюда и появилась склонность рассматривать эмоции как некоторые самостоятельные неприятные психические сущности, для обозначения которых придуманы слова: "обида", "вина", "стыд" и другие. Это происходит потому, что мы осознаем только результат работы нашего ума. Чтобы осознать сущность этих эмоций мы должны знать в результате каких операций ума вырабатываются они. Этому мешает склонность мыслить действия как существительные. С момента присваивания эмоции имени человек пытается с эмоциями обращаться как с самостоятельными вещами. Это видно из высказываний: "Отбрось все страхи и сомнения", "Ты мне даешь любовь, а я тебе деньги и безопасность". Этой иллюзии самостоятельности эмоций еще способствует независимость эмоций от нашей воли. "Чем больше я стараюсь скрыть свою ревность, тем сильнее потом будет скандал, который я устрою своей жене", - признался на консультации один ревнивец. Эта самостоятельность эмоций обусловлена еще одним условием. Наши эмоции включаются в работу не нами, а типичной для данной эмоции ситуацией, и нам кажется, что именно обстоятельства создают эмоцию. Это происходит от привычки думать: "После этого, значит вследствие этого". А на самом деле обстоятельства не создают, а только запускают умственную машину с готовой программой по выработке эмоции. Поэтому такие вещи как обида, стыд или вина всплывают из глубин бессознательного сами, вопреки нашему желанию. Мы не можем их устранить по той простой причине, что не знаем, каким образом они вырабатываются. Это хорошо можно показать с помощью аналогии. Вы включили новый пылесос, машина работает и вы не знаете, как ее выключить, и только стараетесь, как бы он не засосал в себя кольца и сережки, сахар и соль со стола. А оказывается, чтобы унять машину, на ту же кнопку нужно нажать второй раз! Так же и умственная машина включается и действует, и мы, не зная как она устроена, как ее остановить, не можем ею управлять, а, наоборот, сами попадаем под управление эмоций.
|