КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эссе Прокофьевой Надежды
«"Путь из пещеры". Условия возможности философии. Философия как инакомыслие (Платон, Гегель, Ясперс, Эпштейн)» Философия многим отличается от других наук. В ней нет какой-то точности, объективности, никогда нельзя сказать, что был достигнут какой-то определённый результат. Философия- это непрекращающееся познание. Но люди, которым проще называть вещи своими именами, зачастую не принимают философию, считая её бесполезной(даже не догадываясь, что рассуждая о бесполезности философии они и сами философствуют). Зачем пытаться понять смысл чего-то, когда и так всё ясно? Но на самом деле, филосфствуя, человек познаёт себя, ищет смысл жизни. В мифе о пещере Платона описываются люди, живущие в пещере и не видящие ничего, кроме тьмы, и совсем не рвущиеся наружу, к свету. Мы можем провести параллель с людьми, которые не стремятся мыслить и познавать что-либо, считая, что им достаточно того, что они знают. И поэтому они не понимают человека, который вышел наружу, потому что они бояться быть ослеплёнными и не хотят «начинать с самого легкого: сперва смотреть на тени, затем — на отражения в воде людей и различных предметов, а уж потом — на самые вещи; при этом то, что на небе, и самое небо ему легче было бы видеть не днем, а ночью, то есть смотреть на звездный свет и Луну, а не на Солнце и, его свет» Люди стремятся узнавать что-то сразу или же не узнавать вообще, процесс познания кажется им совершенно ненужным. Между тем, именно «поиск истины, а не владение истиной есть сущность философии». Я думаю, каждый человек в своей жизни размышляет над тем, почему он именно тот, кто он есть и в чём заключается его предназначение. Обычно эти вопросы начинают посещать человека ещё в детском возрасте. Дети вообще очень любят философствовать, порой поражаешься, насколько глубоки их мысли. Возможно, иногда у них это получается неосознанно, но ведь что-то же заставляет их задаваться вопросами о сущности бытия. Ведь действительно, «есть глубокий смысл в утверждении, что устами детей и блаженных глаголет истина». Действительно, то, что философы пытаются найти какой-то смысл, в, казалось бы, абсолютно простых вещах не может не удивлять. В своём тексте Михаил Эпштейн рассказывает о басне Хемницера про «философа, который, упав в яму, не торопится схватить спущенную ему веревку, а спрашивает: «Веревка вещь какая?» и поразмыслив, отвечает: «Веревка! - вервие простое!»» Но ведь найти суметь найти в обычной веревке что-то иное- это искусство. Мыслить по-другому, не так как все-это одна из особенностей философии. Само предположение о том, что вещь может быть какой-то иной, а не только такой, какой мы её видим - это уже очень необычно и интересно. М. Эпштейн говорит о том, что источником философии является удивление ,и причём не информационное ,а философское. «Философами мы делаемся не в тот момент, когда удивляемся редкому, неизвестному факту (в газете, в Книге Гиннеса и т.п.), а в тот момент, когда известный факт удивляет нас тем, что он возможен. Информационное удивление вызывается переходом от незнания к знанию, философское - переходом от знания к незнанию, когда уже известное перестает быть понятным» Стремление узнать что-то новое, открыть какие-то новые стороны чего-либо - это побуждает нас философствовать. Этот процесс затягивает, побуждает нас философствовать вновь и вновь. Люди же, которые не хотят размышлять о чём-то, потому что им лень или потому что они не видят в этом никакого смысла очень заблуждаются. Они считают, что имея знание, они обладают каким-то особым богатством, и это богатство уж никак не сравнимо «с каким-то пустым и ненужным философствованием». Но ведь если бы люди не размышляли, то не было бы великих открытий, люди жили бы в неведении, в мире абстракций и скудных однобоких определений, хотя, кто знает, может и этих определений тоже не было бы. Гегель говорит о том, что «нет ничего легче, чем мыслить абстрактно». Гораздо сложнее мыслить конкретно. Ведь абстрактное мышление-это шаблоны и стереотипы, которые не дают нам познать что-то новое. «В приличном обществе не мыслят абстрактно потому, что это слишком просто, слишком неблагородно (неблагородно не в смысле принадлежности к низшему сословию), и вовсе не из тщеславного желания задирать нос перед тем, чего сами не умеют делать, а в силу внутренней пустоты этого занятия.» Абстрактное мышление не приносит никакой пользы, оно ограничивает человека, не даёт ему размышлять, задумываться, выражать своё мнение. Люди должны мыслить, чтобы познавать себя, других людей, мир вокруг себя. Это познание делает жизнь интересной и наполняет её яркими красками. «Философия в той или иной форме всегда присутствует в жизни человека. Она не может бороться, не может доказывать себя, но она может сообщать себя. Она не оказывает сопротивления там, где ее отвергают, она не торжествует там, где к ней прислушиваются. Она живет в согласии, которое в пределах человечества, по сути дела, может связать всех со всеми.» Философия помогает людям что-то понимать и оценивать, она делает людей непохожими друг на друга и в то же время помогает им найти что-то общее. Она не может устареть, она всегда нужна. «Науки привязывают мышление к фактам действительности, а идеологии - к общественным потребностям. И только философия возвращает мышление в сферу мышления как такового, где оно развертывает свои собственные возможности.» Каждый человек уникален, и философия помогает каждому самореализоваться и раскрыть свой внутренний мир. Возможно, те люди, которые отвергают философию, просто боятся «выйти из пещеры», начать философствовать, бояться быть не понятыми и не принятыми, как в своё время Сократ. А как можно рассуждать о философии, даже не пытаясь к ней как-то приобщиться? Ведь «только исходя из собственного опыта и возможно понять, что же встречается нам в мире в качестве философии.» Никогда не поздно «выйти из пещеры»,надо только сделать первый шаг и задуматься над тем, что нас окружает.
|