КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Литературно-творческих способностей(адаптированная для студента-журналиста) Эта методика основана на замере индекса уверенности в степени владения компонентами литературно-творческих способностей.[5] Студентам предлагается перечень литературных общих способностей, которые необходимы журналисту в его профессиональной деятельности. Против каждой из способностей указаны варианты ответов, выражающие наличие или отсутствие этой способности у тестируемого. Студенту необходимо выбрать один из вариантов ответов, отметив его подчеркиванием.
Определяется общий индекс уверенности о наличии литературно-творческих способностей и их компонентов. Он вычисляется по формуле:
Z = (1.N1+ 0,5.N2-0,5.N3-1.N4+0.N5): N, где N1 – количество ответов «да»; N2 – количество ответов «скорее да, чем нет»; N3 – количество ответов «скорее нет, чем да»; N4 – количество ответов «нет»; N5 – количество ответов «затрудняюсь ответить»; N – общее количество ответов. Соответственно различной степени уверенности соответствуют условные числовые значения от +1 до –1. И тогда +1(N1) – максимум уверенности; + 0,5 (N2) – уверенность; 0 (N5) – неопределенность и безразличность; -0, 5 (N3) – неуверенность; -1 (N4) – максимум неуверенности.
3.2. Как определить на какой ступени профессионализма находится студент-журналист?[6] Ответьте на вопросы, выбрав подходящий для вас вариант. 1.Считаете ли вы, что с помощью журналистики можно добиться изменений в той или иной сфере деятельности человека? а) да; б) нет; в) да, но только кое в чем. 2. Вы сами можете участвовать в журналистике преобразующей? а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) в некоторых случаях. 3. Верно ли, что некоторые из ваших идей привели бы к совершенствованию, а в конечном итоге – и к более эффективной деятельности того или иного средства массовой информации? а) да; б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) в некоторой степени. 4. Считаете ли вы, что в недалеком будущем будете в журналистике (или какой-то другой смежной сфере общественной деятельности) играть столь важную роль, что сможете принципиально что-то изменить в окружающей вас действительности? а) да, наверняка; б) маловероятно; в) не исключено. 5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие. уверены ли вы, что осуществите свое начинание? а) да; б) часто сомневаюсь; в) нет. 6. Бывает ли у вас иногда желание подготовить журналистский материал на тему, с которой практически не знакомы? а) да, я авантюрист в журналистике; б) нет, считаю, что дилетантизм здесь не допустим; в) все зависит от обстоятельств и характера будущего материала. 7. Вы взялись за совершенно новую для вас тему. Есть желание сразу подготовить неординарный, блестящий по исполнению материал? а) да; б) думаю, это нереально; в) да, если тема увлекает меня, я готов буквально горы свернуть. 8. Вы столкнулись с совершенно новой темой. Прежде чем появится практический материал, вы должны изучить всевозможные аспекты данной темы, поверить будущую «гармонию» алгеброй? а) да; б) нет, в журналистской спешке это просто невозможно; в) нет, мне будет достаточно удовлетворения авторского любопытства. 9. Представьте ситуацию. Публикация (или выход в эфир) все откладывается. Не пишется на данную тему, или нет концепции материала, не хватает фактов. Наконец ясно осознаете – это ваша творческая неудача. И тогда вы… а) какое-то время упорствуете, пытаетесь «довести» материал; б) сразу же бросаете затею – без этого дел невпроворот; в) используете свою индивидуальную методику, имеющуюся на этот случай (отложить материал, а потом к нему вернуться, посоветоваться с опытным коллегой, другом и т.д.). 10. Вам кажется, что журналистика позволяет добиться: а) жизненных перспектив в любой области человеческой деятельности; б) стабильности положения, материального достатка; в) творческой самореализации – возможности делать то, что «по душе», что умеешь делать лучше других. 11. Путешествуя или бывая в незнакомом городе в командировке, вы обычно легко ориентируетесь? а) да; б) нет, в незнакомом месте все кажется типичным; в) да, но только там, где местность или архитектура неординарны или чем-то явно выделяются. 12. Сразу же после интервью или беседы с человеком вы и без блокнота можете вспомнить суть, смысл разговора? а) да, без труда; б) чаще всего это сделать невозможно; в) запоминаю я разговор избирательно – только самое «яркое» или то, что считаю в данный момент главным. 13. Улица для вас – театр: чаще всего вы непроизвольно запоминаете какие-то сценки, необычных «героев», не можете наглазеться на ту или иную мизансцену, на уличное происшествие? а) да, эта черта характера раздражает не только моих близких, но и меня самого; б) нет, чаще всего мне не до уличного «театра»; в) да, но происходит подобное восприятие улицы непроизвольно, задерживаюсь же лишь в исключительных случаях. 14. В свободное время предпочитаете: а) полное одиночество; б) шумную компанию, где можно отвлечься от дел; в) мне, в общем-то, безразлично, все зависит от того, как складываются обстоятельства. 15. Вы занимаетесь каким-либо делом. А примете решение прекратить это занятие, когда: а) дело закончено и кажется вам лично выполненным; б) когда «заказчики» более или менее довольны; в) бывает нередко, что обстоятельства заставляют отложить то или иное дело, но обязательно возвращаетесь к нему. 16. У вас неожиданно выдался совсем свободный вечер, вы дома один: а) есть возможность поразмышлять над какими-то абстрактными вещами; б) пытаетесь найти себе конкретное занятие или работу по дому; в) «Допишу-ка я давно откладывающийся материал (сценарий)». 17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней: а) независимо от того, где и с кем вы находитесь; б) вы можете делать это только наедине; в) только там, где не очень отвлекают. 18. В вашем характере есть следующая черта: а) не упорствовать, если аргументы оппонентов в споре убедительнее; б) оставаться при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали; в) изменить свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным. 19. Отвечая на вопросы, вы: а) конечно же, немного потрафляли своему творческому самолюбию; б) были стопроцентно честны перед собой; в) все это – игра, и вы просто приняли правила игры. Подсчитайте количество баллов, оценив каждый ответ «а» - в 3 балла; ответ «б» - 1 балл; ответ «в» - 2 балла. 51 балл и более: в вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вас богатый выбор творческих возможностей. Если удастся его реализовать, то вас ждет прекрасное будущее в журналистике. Хотя уже сегодня вас, видимо, ценят коллеги и руководство за нестандартность мышления, творческую мобильность, за умение реализовать задуманное. От 26 до 50 баллов: у вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете неплохими профессиональными качествами по его реализации. Но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества, мешают в повседневной деятельности. Попытайтесь их найти, проанализировав вопросы теста. 25 баллов и менее: ваш творческий потенциал, увы, пока невелик. Может, вы только еще подступаете к настоящей профессиональной деятельности, может быть, просто недооценили себя, свои способности. Не исключено, что ваши определенные творческие неудачи – от отсутствия веры в свои силы, от закомплексованности на неудачах. А может, вы не слишком серьезно отнеслись к тесту? Если на 10-ый вопрос вы дали ответ «б», а на 18-ый – «в», то это так. Или вы просто случайный человек в журналистике.
3.3. Как определить творческий потенциал студента-журналиста (количественный и качественный методы)? Важным моментом в профессиональном обучении студентов-журналистов становится изучение творческого потенциала. Это позволяет определить степень развитости культуры творчества студента-журналиста и уровни (ступени) развития его профессионально-творческих способностей. Творческий потенциал рассматривается как система личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию. Исследователи считают, что большинство людей используют 25% своих возможностей, своего творческого потенциала, а те, которые добиваются успеха – 30-50%. Развитие творческого потенциала личности – это непрерывный процесс, который осуществляется двумя путями: экстенсивным путем (в процессе созревания личности, социобиологического развития, обучения, целенаправленной тренировки и т.д.); интенсивным путем (в процессе мобилизации «функционального потенциала» для решения значимых для личности задач. При этом большая роль принадлежит соответствующим эмоциям, потребностям, установкам, целям и задачам, стоящим перед личностью) (Т.А.Артемьева). Для определения уровня развития творческого потенциала студентов-журналистов мы предлагаем опираться на концепцию С.Ю.Степанова.[7] Согласно этой концепции, творческий потенциал – это психоэнергетическое напряжение, возникающее между устремлениями, возможностями и реальной жизнью человека. Он реализуется в рефлексивно-творческом усилии (С.Ю.Степанов). Важно отметить, что если усилия человека превосходят по величине его наличные возможности (т.е. стремления и ценности выше, чем его актуальные ресурсы), то в этом случае человек своими собственными усилиями увеличивает свои ресурсы и возможности (как психологические, так и материальные), а значит, и горизонты собственного саморазвития. В этом случае говорят, что человек, проявляя творческий потенциал, одновременно его и наращивает. Творческий потенциал, реализуясь в творческих усилиях, связывает возможности человека и его реальную жизнь в единый процесс жизнетворчества, в котором каждое мгновенье может быть рождением новых возможностей и их реализацией. Если человек реализует в своей текущей жизни больше ресурсов, чем он имеет на каждый конкретный момент своего существования, постоянно превозмогая их устойчивую дефицитарность, если он ставит для себя далекие цели, раздвигая этим горизонты своего развития, и предпринимает творческие усилия для воплощения своих мечтаний, то это повышает его творческий потенциал. Эта стратегия называется стратегией жизнепорождения.[8] Противоположный процесс называется процессом жизнеисчерпания, т.е. процессом потребления человеком исходных ресурсов жизнедеятельности, причем как собственных, так и посторонних. В этом случае человек, проявляя творческое бессилие, становится постепенно социокультурным потребителем. С.Ю.Степанов предлагает следующую формулу для определения коэффициента развития творческого потенциала: D = КТП – ИТП = У – В Где: D – коэффициент развития творческого потенциала (дельта его приращения); КТП – конечный творческий потенциал; ИТП – исходный творческий потенциал; У – вектор усилий человека; В - уровень актуальный возможностей. Таким образом, условная величина творческого потенциала положительна, если усилия человека превышают его возможности, и отрицательна, если усилия человека меньше его возможностей. Отрицательную величину творческого потенциала можно назвать творческим бессилием. В данной формуле реализуется метафора, определяющая творческий акт как «могущество, т.е. процесс превозможения самого себя», свершения невозможного. Использование диагностических тестов самооценки творческого развития и развития творческого потенциала студента-журналиста дает возможность прогнозирования саморазвития, способствует конструктивному разрешению своих внутренних противоречий и конфликтов. Так же позволяет актуализировать латентные способности, рефлексировать возможности творческого саморазвития, разрешать внутренние противоречия и конфликты. Определение творческого потенциала студентов-журналистов дает ясные ориентиры для совершенствования профессионального обучения и саморазвития студентов-журналистов. Анализ динамики творческого потенциала студентов-журналистов проводится на основании формулы развития творческого потенциала, предложенной Ю.С.Степановым. Мы модернизировали и адаптировали формулу к условиям работы студентов-журналистов. За единицу измерения взят результат – продукт творческой деятельности студента-журналиста за определенное – обозначенное время. Оценка складывается из суммы баллов, набранных студентом-журналистом по итогам конкретного числа выполненных работ. Оценка работ осуществляется на основании выработанных критериев, установленных универсально для каждого студента. Учитывается, что за единицу времени студент-журналист в зависимости от его способностей (уровня творческого потенциала) на разном этапе подготовки может выполнить разное количество завершенных журналистских произведений. Разница в результатах за каждый этап составляет приращение творческого потенциала студентов-журналистов индивидуально для каждого тестируемого. То есть указанное приращение составляет разность совокупности баллов, полученных на разных этапах работы: D= Kр-Нр где Kр = Σ pi; i=1, n где n – число выполненных работ; pi – оценка за каждую из них.
В свою очередь, Нр = Σ pj; где m – число работ, выполненных j=1, m
на начальном этапе, а pj – оценка за каждую из них. Корректна запись:
Di, j = Σ pi - Σ pj i=1, n j=1, m
Для углубленного изучения развития творческого потенциала студентов-журналистов используется метод анализа среднего качества работы на начальном этапе и последующих этапах обучения студента-журналиста. Средняя оценка за выполненные работы, соответственно, составляет:
- на начальном этапе Σ pj j=1, m Pj= ; m
-на контрольном этапе
Σ pi i=1, n Pi= . n
Условное приращение творческого потенциала по каждой работе составляет соответственно: Σ pj Σ pi j=1, m i=1, n Di, j = - . M n Этот анализ позволяет прогнозировать скорость развития творческого потенциала и основные тенденции этого развития у каждого студента-журналиста в соответствии с его индивидуальными характеристиками.
|