КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТРИ КАТЕГОРИИ ДУХОВНЫХ УЧИТЕЛЕЙСуществует три категории гуру. Дикша-нуру, инициирующий духовный учитель, дает своему ученику маха-мантру и гаятри-мантру (при брахманическом посвящении). Шикша-гуру, учитель-наставник дает духовные наставления. К обоим гуру следует относиться с одинаковым почтением. Человек может иметь несколько шикша-гуру, но лишь одного инициирующего духовного учителя. В качестве примера можно привести Кришнадаса Кавираджа Госвами, который в конце каждой главы «Шри Чайтанья-чаритамриты» предлагает поклоны нескольким духовным учителям. У него помимо одного дикша-гуру, у которого Кришнадас Кавирадж Госвами получил посвящение, было несколько шикша-гуру, которые приобщали его к духовной науке. Третий вид гуру – особый. Ачарья основатель в сампрадае (цепи ученической преемственности) – это духовный учитель, сформулировавший основные положения учения, либо укрепивший и расширивший сампрадаю. Ачарья-основатель является шикша-гуру всей сампрадаи, это относится также и к следующим поколениям. Таким ачарьей-основателем и является Шрила Прабхупада. В «Харинама-чинтамани» уникальность положения ачарьи-основателя описывается следующим образом: «Преданный должен понимать, что ачарья, сформулировавший философскую доктрину данной сампрадаи, является великим шикша-гуру всех последователей данной линии преемственности. Он является безусловным авторитетом для всех последователей. Учению, обоснованному основателем-ачарьей, должно выражаться особое почтение, сам он должен занимать самое высокое положение среди всех духовных учителей данной сампрадаи. Нужно строго следовать наставлениям и миссии ачарьи-основателя. Дикшу также следует принимать только в данной сампрадае». В «Шри Чайтанья-мангале» Лочана дас Тхакур рассказывает следующую историю. Однажды Нарада Муни пришел во Вриндаван, чтобы встретиться с Чайтаньей Махапрабху, и увидел, как Господу с одной стороны поклонялась Шримати Радхарани со Своими спутницами, а с другой –Рукмини Махарани и ее спутницы из Двараки. Они готовили для Шри Чайтаньи Махапрабху пышную маха-абхишеку. Когда Нарада Муни выразил обеспокоенность за судьбу обусловленных душ, обитающих во вселенной четырехглавого Брахмы, Господь Чайтанья Махапрабху подозвал всех Своих служанок и сказал им: «Каждую эпоху Я являюсь в материальный мир, чтобы защитить праведников и восстановить религиозные принципы. Не понимая цели Моего прихода, невежественные люди продолжают грешить. Тот факт, что греховная деятельность охватывает весь мир, доставляет мне боль. Испытывая сострадания к живым существам, попавшим в плен Кали-юги, Я прихожу в этот мир. О мои верные слуги, Я хочу, чтобы вы помогли Мне разрушить греховность века Кали. Взяв в руки могущественное оружие нама-санкиртаны, Я уничтожу материальные желания, живущие в сердцах людей. Самые падшие грешники, а также обитатели далеких заблудших стран получат Мою милость. Я пошлю туда Своего сенапати-бхакту, чтобы он освободил их. Я наполню всю вселенную Своей любовью, и в мире не останется страдания и скорби. Я буду дарить Свою экстатическую любовь полубогам и другим живым существам, как движущимся, так и неподвижным». Описание наделенного особым могуществом сенапати-бхакты со всей очевидностью относится к Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, основателю-ачарье Международного общества сознания Кришны (ИСККОН). Шрила Прабхупада преподносил учение бхакти особым образом; его стиль проповеди, без сомнения, является уникальным. Он проповедовал, основываясь на наставлениях предшествующих ачарьев-учителей, извлекая наиболее существенные моменты из учений многочисленных сампрадай и самым подробным образом объясняя их; так миру была поведана духовная наука Вед. Кроме того, Шрила Прабхупада адаптировал древнее учение к современности, говоря на языке, который был понятен его аудитории. Он посвящал в ведические мантры «падших млеччхов и яванов», если они имели хоть малейшее желание приобщиться к духовным знаниям. Ранее на такой шаг не осмеливался никто. Кроме всего прочего, мы обязаны Шриле Прабхупаде тем, что и женщины, и мужчины сейчас могут жить в ашраме и заниматься деятельностью, угодной Господу. Шрила Прабхупада дал своим ученикам весьма ценные наставления относительно того, как защитить свою духовную жизнь. Он всегда делал акцент на регулярной духовной практике, особо подчеркивая важность воспевания Святых Имен Господа. Необходимо неукоснительно следовать наставлениям ачарьи-основателя и сохранять верность его учению. Не следует черпать знания из каких-либо других источников, поскольку различия в подходе могут внести разлад в душу человеку. Нужно принимать на веру слова шикша- и дикша-гуру, которые, в свою очередь, с верой следуют учению ачарьи-основателя.
|