Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Потеха и забава




«Потеха» и «забава» - это два разных игровых принципа. Но мы будем рассматривать их вместе. При, казалось бы, общности по­нятий эти игровые принципы несут разные основы: мужскую и женскую.

Потеха

«Потешенье, потеха, потешка- забава, игрушка, утеха, занятие от скуки, безделья; увеселенье, зрелище, ристанье, охота, конский бег

Потешка- всякая детская игрушка.

Потешныебалаганы, игры Потешные огни - фейерверк, огнища, -человек — забавник. - бой - примерный, маневры. Потешный двор стар. - для разных зрелищ, род театра, -рота - была набрана из дворян, для обученья и для потехи».

«Ристалище... - место, площадь, простор и все устройство для ристанья; конский бег, место скачки; место для боевых упражне­ний и представлений; гимнастическое устройство. Ристанье-гимнастика, турнир.

Ристать- прытко бегать, скакать, ездить. Упражняться в каких-либо телодвижениях; гарцевать на коне, плыть взапуски, бороться, драться, биться на рапирах, прыгать, бегать, ломаться, лазать, уп­ражняться в гимнастике». (В И Даль)

«Потеха» - как игровой принцип, несомненно, несет основу мужскую. Обратите внимание, сколько в определении В.И. Даля понятия «потеха» мужских признаков: «ристанье», «охота», «кон­ский бег», «балаганы», «потешные огни», «потешный бой», «по­тешный двор», «потешная рота», «ристалище».

«Стенка на стенку»:

Играющих 10-40 человек. Место для игры разделено линией попо­лам, от нее в обе стороны на расстоянии 5-10 шагов проводятся две другие линии. Играющие делятся на две команды, берутся под руки и выстраиваются друг против друга. Обе команды, подойдя к сред­ней черте, вплотную друг к другу, стараются оттеснить противника за крайнюю линию. Игра начинается по сигналу. Команда, разо­рвавшая свою цепь, проигрывает. Оттеснять противника можно только грудью. «Перетягивание в командах»:

Играют 20-30 человек. Место игры разделено пополам меловой чер­той, от нее на расстоянии 5-10 шагов проводятся две другие линии. Играющие делятся на две команды и становятся у средней линии. По команде играющие противных партий схватывают друг друга и ста­раются затащить за свою черту. Выигрывает команда, перетащившая большее число противников. Игрок, перетащивший противника, по­могает своей команде, перетащенный же в игре не участвует. Бо­роться на полу и волочить соперника по полу воспрещается.

«Борющаяся цепь»:

Команды становятся на линии (между линиями - 10 шагов) лицом друг к другу, затем сходятся на средней черте так, чтобы каждый со­ревнующийся из одной команды занял место между двумя игроками другой. Все берутся за руки. Получается своего рода цепь, где каж­дая команда смотрит в противоположную сторону от другой коман­ды. По сигналу команды стараются оттеснить противника за линию, на которой они стояли перед тем, как сойтись на середине. Игроки, допустившие разрыв цепи, выбывают из игры. -«Толкание»:

Двое становятся друг против друга на расстоянии одного шага. Пят­ки и носки должны быть вместе. Рука вытягивается вперед. Затем каждый, толкая друг друга, старается сдвинуть противника с места или заставить его раздвинуть ноги,

«Гуси»:

Игроки становятся друг против друга. Каждый, подняв левую ногу назад, берется за нее левой рукой, а правую руку вытягивает вперед. Затем они начинают толкаться ладонями вытянутых рук, стараясь заставить один другого встать на обе ноги.

«Петушиный бой»:

Двое играющих, заложив руки за спину и прыгая на одной ноге, тол­каются плечами, стараясь заставить друг друга встать на обе ноги. Ставший на обе ноги - проигрывает. Толкаясь, можно увертываться.

«Пинки»:

Любимая игра императора Петра Третьего.

Несколько играющих, заложив руки за спину и прыгая на одной но­ге, стремятся другой ногой дать пинка противникам - так, чтобы по­пасть точно по их «мягким местам», и, в то же время, сохранить свой «тыл» в безопасности. Как правило, в такой игре победителей и про­игравших не бывает.

«Держи крепче!»:

Двое становятся лицом друг к другу, берутся за палку и поднимают ее над головой; затем медленно опускают вниз, чтобы она не верте­лась в руках. У кого перекрутится -тот слабее.

«Ручной толчок»:

Стать возле стенки и упереться в нее ладонями; затем, оттолкнув­шись руками, выпрямиться. Играющие проделывают это по очереди; стоявший дальше всех от стены, считается выигравшим. Чтобы оп­ределить, кто дальше стоял, нужно у носков каждого игрока делать на полу отметку. Сгибать ноги и сходить со своего места не разре­шается.

«Чем дальше, тем труднее»:

Играющих 6-12 человек, если больше, то разбиваются на отдельные группы. На полу проводят черту, где становится игрок - «козел». Остальные отступают шагов на пять и прыгают по очереди через не­го. Когда все перепрыгнут, «козел» отходит от черты на полшага и снова становится; теперь играющие прыгают через него с черты. Пе­репрыгнули опять все, «козел» снова отходит на полшага вперед и т.д. «Козел» должен стоять так: одна нога выставлена вперед и слегка согнута в колене, руки упираются в эту ногу, спина немного согнута, голова наклонена. Прыгающий начинает прыжок от черты, а, перепрыгнув, обязан удержаться на месте; не выполнивший этого становится «козлом». Понятно, что «козлом» делается и тот, кто во­все не перепрыгнул. Прыгая, отталкиваются двумя ногами сразу.

«Чехарда с подражанием»:

Играющих 8-12 человек. Один - «козел», становится он так же, как и в предыдущей игре. Другой игрок прыгает через него, делая какое-- либо добавочное движение. Все остальные прыгают тем же самым способом; кто не сумеет, становится «козлом». Добавочные движе­ния таковы: перепрыгнув, повернуться в воздухе налево, направо или кругом; перепрыгнуть и стать в положение: руки вверх или в сторону; прыгая, ударить в ладоши над головой; прыгать, опираясь о «козла» одной рукой и т.п. Отталкиваться нужно всегда двумя нога­ми.

«Городок-бегунок»:Реквизит:

- на игровой площадке начертить круг диаметром 0,5 метра

- городок

- палки-биты длиной 1 метр. Правила игры.

В центр начерченного круга вертикально ставится городок. В 6 мет­рах от круга проводят линию, за которой каждый из игроков выка­пывает для себя лунку. Все игроки с палками-битами располагаются за этой линией, а водящий, тоже с палкой, стоит в нескольких мет­рах от круга. Первый играющий бросает от черты палку в городок, стараясь отбить его как можно дальше. Установив отбитый городок вертикально на том месте, куда он отлетел, в него бросают палки ос­тальные игроки. После каждого попадания водящий ставит городок на новом месте. После того, как палку бросит последний игрок, все играющие выбегают из-за черты, подбирают свои палки, возвраща­ются бегом обратно и опускают концы палок в свои лунки. Одно­временно с этим водящий должен схватить городок, принести и по­ставить его в круг, и успеть занять одну из свободных лунок. Ту палку, которая не долетела до городка, водящий бросает подальше от линии, чтобы ему было легче занять свободную лунку. Тот игрок, который не успел занять лунку, становится водящим.

Забава

«Забавить, забавлятького чем - приятно занимать, не давать скучать, увеселять, тешить, потешать; занимать игрушкой, пустя­ками...

Забава. Забавный- забавляющий, доставляющие забаву, потеш­ный; смешной, или странный, чудный». (В И Даль) «Забава...Развлечение, игра». (СИ. Ожегов).

Вспомним: Забава Путятична. Забава - былинное женское имя. Мы говорим: «потешник» и в этом есть что-то жесткое, муж­ское. Говорим: «забавник» - и сразу ощущается какая-то несерь­езность, если это относится к мужчине.

Мы подошли к важной теме: «Мальчишеские - юношеские -мужские и девчоночьи - девичьи - женские игры».

Не зря говорится: «То, что девочке «юла», то мальчику -«волчок»... Кстати, сравните эти две детские игрушки и вы легко обнаружите большую разницу. Мое личное убеждение: мальчи­кам - с самого раннего детства - надо играть в мальчиковые игры. Эти игры развивают в мальчике мужские качества характера. И наоборот, девочкам нужны свои, девичьи игры, развивающие осо­бые свойства характера.

«Возвращаясь к девчоночьим играм, надо сказать об их особом ли­рическом свойстве, щадящем физические свойства и поощряющие жен­ственность. Если мальчишечьи игры развивали силу и ловкость, то игры для девочек почти полностью игнорировали подобные требования. Здесь мягкость и уступчивость были просто необходимы» (В. Белов «Лад»).

Обратите внимание, сегодня мальчишки совершенно не игра­ют в игры, которые совсем недавно были популярны в каждом дворе: это и «городки», и «клёк», и «расшибец», «орлянка», «сте­ночка», «ножички», «салочки», «казаки-разбойники» и т.п. А ведь в этих играх развивались и глазомер, и реакция, и мышцы рук, плеч, ног и всего тела. И после этого мы удивляемся, что растет хилая молодежь. Никакая физическая «накачка» в спортивной секции не заменит естественного развития человеческого тела че­рез игру. В отличие от спорта с его сверхнагрузками, игра дозиру­ет нагрузки - для нормального, здорового развития организма. После футбольной полуторачасовой тренировки дети еле волочат ноги домой, а во дворе - играют часами и не устают. Потому что в секции футбол - это спорт, а во дворе - игра. Спорт - это обязан­ность, а игра - Радость!..

Сегодня бабушки прыгают на прыгалках лучше, чем внучки. Это говорит о том, что у внучек не развиты опорно-двигательные мышцы. Сегодня внучки не могут играть в «классики» с «бит­кой»: не развиты и координация тела и его суставы и мышцы. Из всего многообразия дворовых девчоночьих игр выбрана одна «ре­зиночка», в которую и играют время от времени. Раньше, даже «классики» разделялись на «мальчишечьи» и «девчоночьи»: у мальчишек - более прыговые, размашистые, у девчонок - с боль­шей внутренней разнообразностью, где важны не сила, а внима­ние, координация и терпение.

Были, конечно, игры, в которые мальчишки и девчонки играли вместе. Это и «прятки», и «салочки», и «штандер», и «казаки-разбойники» и другие общие игры. Именно такие игры домини­руют в современных сборниках и совершенно не уделяется вни­мание дифференцированным - по половому признаку - играм.

Дворовый досуг мальчишек и девчонок должен отличаться друг от друга основными своими играми. И отличаться не только играми, но и игрушками: у мальчиков - машины, у девочек - кук­лы. Когда-то на Руси была особая игрушка. Называлась она «Ванька-встанька».Само название уже говорит за себя. Игруш­ка эта делалась из цельного дерева. Это была мальчиковая иг­рушка: жесткая, достаточно тяжелая, не ломающаяся и несущая мощный мужской энергетический выплеск. Эта игрушка приучала к стойкости (упал - встань!), несгибаемости (не сдавайся!), дру­гим свойствам характера будущего мужчины, хозяина, воина. И вот сегодня эта игрушка пропала. Ее заменили пластмассовые, пустые китайские подделки: «неваляшки». Никакого сакрального смысла, никакой созидающей энергетики они не несут. Из пусто­ты и мертвого материала (а пластмасса - не живая материя) ниче­го, кроме пустоты, не получишь. Да и имя у игрушки не мальчи­ковое: «неваляшка»...

Обратите внимание: исчезла одна игрушка, и как изменился мир. «Золото хоронить»:

Игра ведется преимущественно между девочками, которые сидят в ряд на лавке, или становятся кругом. Двое из играющих ходят во­круг, и один из них, идущий впереди, нагибается перед каждым иг­роком, делая вид, будто вручает ему находящееся у него в руках кольцо, а другой, идя за ним, должен угадать, кому кольцо отдано. Если последний отгадает, то тотчас же получает право сам прятать кольцо, а тот, у кого найдено кольцо, делается угадывающим. Отли­чие игры «Колечко, колечко - выйди на крылечко» от вышеописан­ной в том, что «Колечко» - игра целовальная и проводилась между парнями и девками, а «Золото хоронить» - игра девичья. «Пронос шарика»:

Реквизит: несколько надувных шаров, такое же количество веников. Для проведения игры приглашаются несколько девушек. Каждую участницу оснащают веником и шариком и выстраивают вдоль стар­товой линии. Задача - пронести шарик через все помещение на ве­нике, не придерживая второй рукой и не уронив его. Та девушка, что прибежит первой к финишу с шариком, объявляется победительни­цей. «Похвал юшки»:

Реквизит: большое зеркало. Для проведения игры нужно не меньше трех участниц. Участница, которая желает сыграть первой, подходит к зеркалу и по команде ведущего начинает хвалить себя, глядя себе в глаза. Нельзя смеяться и повторять слова. Как только играющая уча­стница засмеялась, или повторилась, или замялась - она отходит от зеркала и ее место занимает другая участница. Все повторяется сна­чала. Задача ведущего - засекать время для каждой участницы. По­бедителем становится та участница, которая продержалась дольше всех.

«Колечко»:

Снимают с руки кольцо, надевают его на ленточку, а потом, связав концы ленточки, становятся в кружок и передвигают кольцо по лен­точке. Одна из девушек, которая кружится, т. е. ходит в кругу и оты­скивает колечко, спрашивает: «У кого кольцо?» Каждая обманывает, говоря: «У меня!», и в это время, на ее глазах, стараются передать другой. Кружащаяся хватает ее за руку, и открывается, что у нее кольца нет. Между тем колечко показывается в другом месте. Она спешит за ним; там передают другой. Игра может идти также на «фанты».

«Камешки»:

Девушки садятся на траву, каждая кладет перед собой по 4 камешка. Один камешек кидают вверх, и пока он летит вниз, девушка должна захватить лежащий на земле и схватить падающий. Потом она бро­сает тот камешек, который сняла с земли, и хватает на лету другой, и таким образом продолжает, пока все не переберет. «Дрнбушечка»:

Две девушки берутся за обе руки, соединив носки ног; затем, вытя­нув руки, кружатся до тех пор, пока кто-либо упадет.

«Курочки»:

Девочки берутся за руки и становятся в ряд, широко растопырив ру­ки. Одна из них, по выбору или по жребию, называемая «хозяйкой» становится поодаль и обращается к стоящей на каком-нибудь конце куме со словами: «Кума, кума, не видала ли мою курочку?» «А ка­кая она?» - спрашивает кума. Хозяйка начинает описывать ее при­меты, выбирая «курочку» с противоположного края. Все начинают догадываться,о ком речь. Кума кричит: «Кыш!» Курочка убегает, хо­зяйка бегает за ней, пока не поймает. Потом ставит пойманную ря­дом с кумой, а сама продолжает ловить таким образом всех осталь­ных и ставить их на другой конец. После этого игра начинается сно­ва. «Резиночка»:

Реквизит: обыкновенная резинка длиной 1,5 метра. Концы ее свя­зать. Можно одну половинку резинки выкрасить красной краской, другую - синей. В игру можно играть втроем, а можно и двое на

двое; в этом случае, если играющий совершает ошибку при прыжке,

его может выручить партнер.

Правила игры. Двое играющих стоя «ноги врозь», растягивают ре­зинку на высоте 15 см, третий прыгает. Допустивший ошибку меняется с тем, кто держит резинку.

В игре используются разные фигуры:

1. Стоя боком снаружи от резинок, надо перепрыгнуть внутрь площадки и выпрыгнуть обратно, не задевая резинок.

2. Стоя между резинками боком к ним, надо подпрыгнуть, насту­пить на обе резинки, спрыгнуть с резинок на площадку, соединив ноги.

3. Стоя между резинками боком к ним, нужно перепрыгнуть через них, разведя ноги, и прыгнуть обратно через резинки на площадку, соединив ноги.

4. Встать между резинками боком к ним. Затем перепрыгнуть че­рез них. Прыгнуть ноги скрестно (левая нога впереди), зацепив но­гами резинки. Таким образом, получится фигура, которая называется «восьмерочка». И, наконец, прыгнуть повыше, соединив ноги и ос­вободив их от резинок, приземлиться.

5. Выполнить так же, как четвертую фигуру, но делать «восьмерочку» так, чтобы правая нога была впереди.

6. Стоя снаружи лицом к резинкам, перепрыгнуть через одну, за­тем вторую резинку, ноги вместе, затем спиной назад.

7. Встать за резинкой лицом к ней. Толчком двумя ногами, заце­пив носками ближнюю резинку, перепрыгнуть через дальнюю. Под­прыгнуть с поворотом на 180° так, чтобы резинка соскользнула с ног, и оказаться лицом к резинкам снаружи от них.

8. Толчком двумя ногам и, зацепив дальнюю резинку, перепрыг­нуть с ней через ближнюю («самолетик»). Подпрыгнуть с поворотом так, чтобы дальняя резинка соскользнула, и оказаться лицом к ближ­ней.

9. Стоя снаружи боком к резинкам, прыгнуть, наступив двумя но­гами (одна - впереди, другая - сзади) на ближнюю резинку. Под­ прыгнув, поворачиваясь на !80°, наступить также на другую резин­ку. Спрыгнуть со второй резинки с поворотом на 180° в обратную сторону. Встать снаружи от второй резинки.

Если участник удачно завершит условленную фигуру, двое участни­ков поднимают резинку выше - на уровень коленей, и комбинация повторяется сначала.

«Коломы и ки»:

Реквизит: мяч, размером с волейбольный. Игра проводится на не­большой площадке у стены дома. Первая участница бьет мячом о землю так, чтобы тот отскочил к стене, ударился о нее и отлетел к земле. Когда мячик отскочит от стены и ударится о землю, бросав­шая должна перепрыгнуть через него, а стоящая за ней вторая уча­стница должна мяч поймать. Затем выполняет упражнение вторая участница, а третья ловит мяч, и так далее. Та участница, которая допускает ошибку, выбывает из игры, и мяч переходит к следующей по очереди. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна участница, которая и становится победительницей. Теперь все иг­рающие выстраиваются у стены спиной к ней, а победительница становится лицом ко всем остальным игрокам на расстоянии от них около 3 м. Она бросает мяч по порядку каждому игроку у стены. Иг­рок должен поймать его и бросить о стену у себя над головой, не оборачиваясь, а победительница должна поймать отскочивший от стены мяч. За это она получает одно запасное очко. Если в следую­щий кон участница, получившая одно или несколько запасных оч­ков, упустит мяч, то она не выбывает из игры, а только передает мяч следующей по порядку участнице.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты