Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Билет №5




1. «Чикагская школа» архитектуры. Л. Салливен

Чикагская школа» архитектуры. Л. Салливен.Чикагская школа — направление в американской архитектуре, сложившееся в 1880-е годы в Северной Америке с центром в Чикаго. Характеризовалось стремлением к многоэтажности и вертикальности линий сооружений-небоскребов.Начало деятельности архитекторов чикагской школы связано с уникальной ситуацией, сложившейся в результате пожара 1871 г., уничтожившего значительную часть старого города. Уроженцем Чикаго был ученик Ричардсона, основатель американского функционализма Луис Салливан (1856—1924). Он сумел использовать "чикагскую ситуацию" для реализации рационалистических идей. Обобщая идеи рационалистического направления в эстетике американского романтизма Л. Салливен провозгласил «форма в архитектуре следует функции». Предшественником небоскреба Чикагской школой стало здание страховой компании, построенное в 1883-85 гг. в Чикаго Уильямом Ле Бароном Дженни (1832—1907). В нем архитектор основой многоэтажной конструкции сделал металлический каркас, облицованный кирпичом. Архитекторы «чикагской школы» создавали здания, соединяющие ясность композиции целого с выразительной пластикой деталей, отражающей логику конструкции.Примерами могут служить: в Чикаго — Монаднок-билдинг (1891 г., Даниэл Х. Бернем (1846—1912), Джон Уэлборн Рут (1850—1891)), Рилайенс-билдинг (1894, Д. Бернем, Ч.Этвуд), универмаг «Карсон-Пири-Скотт» (1899—1904, Луис Салливен); в Нью-Йорке — Баярд-билдинг (ныне Кондикт билдинг) (1898, Л. Салливен),; в Сент-Луисе — Уэйнрайт-билдинг (1891, Д.Адлер, Л.Салливен). Конструкция конторского здания «Рилайенс-билдинг» представляла собой стальной каркас со стеклянным заполнением — прообраз небоскребов XX века. Конторские этажи решаются повторением одинаковых членений. Обычное для практики тех лет декорирование фасадов ордерами и аркадами здесь отсутствовало. Здание поражало современников новизной архитектурного образа. 10-этажное здание Уэйнрайт билдинг в Сент-Луисе стало наиболее заметным небоскребом, спроектированным Л.Салливеном. Здание имеет сплошной стальной каркас. Впервые стальной каркас в 10-этажном здании применил Уильям Ли Барон Дженни, построив в 1885 году здание страховой компании в Чикаго. Л.Салливен придал своему зданию двухэтажное основание, выше которого были подчеркнуты вертикальные элементы, а горизонтальные, образованные углублениями в стенах, сведены до минимума. Эти вертикальные ритмы перекрыты сверху глубоким декоративным фризом и выступающим карнизом.В противоположность выделению вертикали в Уэйнрайт билдинг, которое являлось офисным зданием проект универсального магазина Шлезингера и Майера в Чикаго (теперь «Карлсон, Пири, Скотт») подчеркивает горизонтальные линии. Внутри здания сохранен тип складского помещения со сплошным полом. Фасад спроектирован с учетом максимальной освещенности внутреннего пространства. Основным элементом фасада являются «чикагские окна», замечательные по своему соответствию рамно-каркасной конструкции здания. Весь фасад выполнен с такой си лой выразительности и точностью, которые нельзя встретить ни в одном здании того времени. Окна с их тонкими металлическими рамами точно врезаны в фасад. В нижних этажах окна объединены узкой полосой орнамента на терракоте, акцентирующей горизонтальную организацию фасада. Особенно примечательными являются прямоугольные «чикагские окна», каждое из которых представляло собой большое, жестко закрепленное оконное стекло, по обеим сторонам которого находились подвижные оконные рамы, открывающиеся подобно двверям. Элегантная простота верхних этажей в противоположность пышному декору первых двух, в которых находились окна, выполненные как витрины, с архитектурным декором, образующим богатые оконные рамы. Этот чугунный орнамент основан на сочетании геометрических и растительных форм. Декоративное оформление магазина, особенно главного входа, представляет собой высшее достижение Салливена как разработчика архитектурного орнамента. 12-этажное здание Байярд билдинг (ныне Кондикт билдинг) в Нью-Йорке был украшен прессованной терракотой и чугунным орнаментом.«Чикагская школа» распалась к середине 1890-х годов.

2. Архитектура России рубежа XIX – XX веков. Ретроспективизм ХХ века. «Неорусский» стиль и неоклассицизм

Архитектура России рубежа XIX – XX веков. Ретроспективизм ХХ века. «Неорусский» стиль и неоклассицизм.Ретроспективизм — традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Термин ретроспективизм — сугубо российский.Ретроспективизм есть неоклассицизм — направление архитектуры предреволюционных лет (1900—1917), основанное на обращении к российскому классицизму конца XVIII и первой трети XIX веков. Неорусское направление представляли архитекторы В.А Покровский,А.В Щусев(церковь Марфо-Мариинской обители в Москве) .Их вдохновляло прежде всего монументальная архитектура русского средневековья Пскова, Новгорода и зодчество Москвы Х VI – ХVII вв.Неорусский стиль (от греч. neos — "новый"; см. русское искусство; "русский стиль") — один из неостилей в русском искусстве конца XIX — начала XX в. Эволюция Н. С. выражалась в смене предпочтений заказчиков и строителей в выборе прототипов — памятников зодчества Др. Руси тех или иных эпох и регионов,а также идеологических ориентиров. Можно выделить четыре этапа и одноврем. направления рус. стилей: "русско-византийский" ("тоновский"), русский, или московско-ярославский, неорусский ("псковско-новгородский"), собственно ретроспективный — "новый историзм". Они более отчетливо прослеживаются в столичных городах; в провинции наиболее распространены постройки, стилистически связ. с тоновским и московско-ярославским стилями.Его идеология складывалась в национально-романтическом движении европейской культуры. В начале XIX в. это движение, связанное с русским академическим искусством, создало предпосылки формирования "русско-византийского" стиля, в середине XIX в. — "русского стиля". Национально-романтические тенденции в развитии русского искусства конца XIX — начала XX в. вылились в стиль, который, чтобы отличать его от предыдущих, предпочтительнее называть неорусским (см. также неоромантизм). определение "ново-русский стиль" употребили в отношении работ И. А. Фомина на "Выставке архитектуры и художественной промышленности нового стиля" в Москве (1902—1903)1. Неорусский стиль, таким образом, отражает то новое, что появилось в национально-романтическом движении в период Модерна. Произошел раскол на "западников", космополитов, по-своему понимавших историческое предназначение России и "почвенников", славянофилов, искавших опору в народном творчестве: деревянной архитектуре славян, русском народном орнаменте, резьбе и росписи по дереву, вышивке, национальном костюме. Неоклассици́зм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и первой четверти XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма. В конце XIX века сформировался новый архитектурный стиль, в России называемый «модерн». Но он не смог утолить назревшую потребность в большом монументальном стиле. Неоклассицизм появился в начале века как антитеза декоративной избыточности модерна. Опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель лёгкая, изящная, прямые линии.Параллельно с новаторскими тенденциями в архитектуре начала ХХ в. набирали силу ретроспективные течения. Жажда новизны быстро сменилась грезами о прошлом. «Открытие» заново ценностей классицистического зодчества ускорило разочарование в архитектурных новациях и закат «мимолетного» стиля. Неоклассицизм и «неорусский стиль» сначала повлияли на лексикон модерна, а после 1910 г. оттеснили его на дальний план. Выдающими представителями неоклассицистического направления в 1910-х годах были Щуко Владимир Алексеевич, Фомин Иван Александрович, Жолтовский Иван Владислаавович. Эти зодчие в России заняли ведущее место, доказывая своим творчеством жизнеустойчивость художественных традиций и форм. Архитекторы-неоклассицисты помимо глубокого знания русской архитектуры, особенно классицизма, специально изучали его античные истоки и методы их преломления в творчестве мастеров итальянского Возрождения, в частности А. Палладио. В некоторых произведениях И.В. Жолтовского, В.А. Щуко, И.А Фомина отчетливо прослеживается палладианская интерпретация античных форм и ордеров. Наиболее характерными примерами являются доходные дома, выстроенные ими в 1910-х годах, фасады которых во многом воспроизводят палладианские композиции фасадов дворцов в Виченце: особняк Тарасова в Москве, арх. И.В. Жолтовский; дом С.С. Абамелек-Лазарева в Петербурге, арх. И.А Фомин и др.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты