КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Архитектурная теория и практика Ле Корбюзье. Пять принципов архитектуры Ле КорбюзьеЛе Корбюзье, настоящее имя Шарль Эдуард Жаннере (1887–1965), выдающийся французский архитектор швейцарского происхождения, теоретик архитектуры, живописец, дизайнер. Принадлежал к старинной семье граверов и художников. Отец его был владельцем часовой мастерской, гравером циферблатов и одним из первых альпинистов. Мать была музыкантшей. Ле Корбюзье, как и отец, тоже обучался граверному искусству. В тринадцать с половиной лет он поступил в Школу прикладных искусств в Ла-Шо-де-Фон. Свою первую постройку он возвел в 17 лет. Это была вилла с внутренней отделкой. Ле Корбюзье много путешествовал, открывая для себя мир, побывал в Греции, Италии, Венгрии, Австрии, позже на Востоке. Учился архитектурному творчеству у И.Гофмана в Вене (1907), О.Перре в Париже (1908–1910), П.Беренса в Берлине (1910–1911); от последнего он почерпнул убежденность в значительной роли промышленного дизайна. Ле Корбюзье сочетал талант архитектора и живописца; основой творчества в обеих областях является его пространственная концепция. Архитектура и живопись — это только два различных инструмента, с помощью которых он выражает одну и ту же концепцию. Ле Корбюзье сформулировал пять отправных точек современной архитектуры – принципы единства архитектуры и конструкции: колонна, которая свободно стоит в открытом пространстве жилища; функциональная независимость каркаса и стены в отношении не только наружных стен, но и внутренних членений; свободный план; свободный каркас как следствие каркасной конструкции; сад на крыше. План «Вуазен» для Парижа, идея «Лучезарного города», концепция города-сада. «Модулёр» Ле Корбюзье. Поселившись в Париже (с 1919 года), Ле Корбюзье открыл архитектурную мастерскую. Технические проекты, теоретические книги по архитектуре сделали имя Ле Корбюзье известным во всем мире. Его принципы домостроения оформились под названием пуризма. Свою позицию Ле Корбюзье пропагандировал в издававшемся им самим журнале «Экспри нуово» («Новый дух», 1920–1926). Он сформулировал пять принципов: дом на столбах, с плоской крышей, с гибкой внутренней планировкой, ленточными окнами и свободно организованным фасадом. Его творческие установки в самом чистом виде выражены в вилле Савой в Пуасси (1928–1930). Наиболее очевидная черта построек позднего периода — скульптурность форм (Капелла в Роншане, 1955). Столь же существенна их связь с живописью: единство пластических искусств, особое свойство их слияния характерно для творческой индивидуальности Ле Корбюзье. Построенное, изваянное, написанное им образует одно целое. Ле Корбюзье написал более сорока книг, составляющих естественное продолжение его творчества архитектора, художника. Он утверждал, что подлинный архитектор — это не только инженер, строитель, но и врач, психолог и обязательно художник и поэт. «Дом – машина для жилья». Вместе с Озанфаном выпустил книгу «После кубизма» (1917). Основа творчества – пространственная концепция. Книги «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925), «Лучезарный город» (1935), «Три человеческих установления» (1945). Видел в современной технике предпосылки к обновлению архитектурного языка, а в выявлении функциональной структуры сооружения – богатые эстетические возможности. Творения Ле Корбюзье находятся на четырех континентах; они украшают города Франции, Германии, Швейцарии, Италии, России, Алжира, США, Бразилии. 2. Н.А.Ладовский – лидер рационалистического направления в советской архитектуре Рационали́зм — авангардистский метод (стиль, направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920-е — начале 1930-х годах. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом. Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком. У рационализма абсолютным лидером был Николай Александрович Ладовский. Для воспитания «подрастающего поколения» архитекторов Н. Ладовский создал мастерскую Обмас (Объединённые мастерские) при ВХУТЕМАСе.Обмас просуществовали всего три года (1920—1923), однако, именно здесь были сделаны первые шаги по созданию новаторской советской архитектуры. Здесь совершенно по-иному обучали искусству архитектора. Так, была введена специальная дисциплина — «Пространство».Ладовский полагал, что архитектор должен мыслить объёмно —пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объёме и лишь затем переносить отработанную композицию на бумагу. Введение макетного метода проектирования помогал проявлять фантазию и вырабатывать новые приёмы и средства художественной выразительности. 3. Л.Салливен. «Аудиториум» в Чикаго Салливен Луис Генри (1856-1924): «Форма должна соответствовать функции». Считал, что архитектура должна отражать свойства окружения, из которого вырастает. Каждое здание при этом должно выражать свою особую функцию, не отступая от истины в выражении не только назначения, но и конструкции. Завершением естественного развития формы должен стать орнамент. Работы «Беседа в детском саду» (1901), «Автобиографии одной мысли» (1924). Первая большая совместная работа Салливена и Адлера — так называемый Аудиториум в Чикаго (1886—89), театральный зал, заключённый в оболочку из 10-этажных корпусов отеля и конторских помещений.
|