Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца




 

Впервые -- ОЗ, 1869, No 1, стр. 281-283 (вып. в свет 12 января).

Сохранилась наборная рукопись (ИРЛИ)и гранки с авторской корректурой главы (ЦГАЛИ).

 

Передав во второй главе слово безответному архивариусу -- смиренному Павлушке Маслобойникову, -- Салтыков получил возможность значительно более определенно высказаться как о характере глуповской истории в целом, так и об основной теме своего необычного произведения. Поэтому в "Обращении к читателю" количество глуповскнх "подвижников" -- преднамеренно или, по мнению некоторых исследователей, благодаря случайному совпадению -- оказывается неожиданно равным количеству русских самодержцев, следовавших "один за другим" с момента венчания на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича (см. вступительную статью), "слава" же этих "подвижников", приравнивается к громкой "славе" "безбожных" Неронов и Калигул, самые имена которых вызывали у образованного читателя совершенно определенные представления. "Несмотря на все умозрительные изъяснения, -- пишет, например, Карамзин, -- характер Иоанна (Грозного. -- Г. И.), героя добродетели в юности, неистового кровопийцы в летах мужества и старости, есть для ума загадка, и мы усомнились бы в истине самых достоверных о нем известий, если бы летописи других народов не являли нам столь же удивительных примеров; если бы Калигула, образец государей и чудовище, если бы Нерон, питомец мудрого Сенеки, предмет любви, предмет омерзения, не царствовали в Риме... Изверги вне законов, вне правил и вероятностей рассудка: сии ужасные метеоры, сии блудящие огни страстей необузданных озаряют для нас в пространстве веков бездну возможного человеческого разврата, да видя содрогаемся!" (Н. М. Карамзин. История Государства Российского, т. IX, СПб. 1852, стр. 438-439). "Имя Нерон, -- утверждает, в свою очередь, Д. И. Фонвизин, -- заключает в себе идею лютого тирана" (Д. И. Фонвизин. Сочинения, письма и избранные переводы, СПб. 1866, стр. 280). "Кай Цезарь Калигула, -- напоминает в 1869 г. журнал "Отеч. записки", -- в продолжение трех лет совершил все гнусности, которые только может придумать фантазия, обезумевшая от безграничного упоения преступлениями" ("Отеч. записки", 1869, No 1, стр. 246) и т. д. Не удивительно, что, по словам архивариуса, некое "трогательное соответствие" между буйными глуповскими "начальниками" и кроткой глуповской "чернью" "само по себе уже столь дивно, что немалое причиняет летописцу беспокойство. Не знаешь, что более славословить: власть ли, в меру дерзающую, или сей виноград, в меру благодарящий? Но сие же самое соответствие, -- замечает он, -- <...> служит и не малым, для летописателя, облегчением. Ибо в чем состоит, собственно, задача его? В том ли, чтобы критиковать или порицать? -- Нет, не в том. В том ли, чтобы рассуждать? -- Нет, и не в этом. В чем же? -- А в том, легкодумный вольнодумец, чтобы быть лишь изобразителем означенного соответствия и об оном предать потомству в надлежащее назидание ". (Подчеркнуто мною. -- Г. И.) Так, во второй главке "Истории одного города", витиеватым языком последнего глуповского архивариуса, автор раскрывает перед читателем основную, ведущую тему всего своего произведения, затронувшего в аллегорической форме один из важнейших вопросов русской общественной жизни XVIII-XIX веков, -- вопрос о взаимоотношении народа и неограниченной, деспотической власти.

...христиане, от Византии свет получившие... -- Из Византии в конце X века пришло на Русь христианство.

Калигула! твой конь в сенате... -- цитата из стихотворения Г. Р. Державина "Вельможа" (1794).

...лживою еллинскою мудростью... -- обычное выражение древнерусских начетчиков для обозначения античной философии и культуры.

...сей виноград, в меру благодарящий -- вместо древнерусского "вертоград" -- сад.

Скудельный сосуд -- хрупкий, ломкий.

...город Глупов... в согласность древнему Риму... -- Сопоставление Глупова с Римом должно, по мысли летописца, подчеркнуть его силу и величие, недаром "третьим Римом" называлась когда-то Москва (см.: H. M. Карамзин. История Государства Российского, т. 2, СПб. 1851, стр. 230-231).

...Мишка Тряпичкин, да Мишка Тряпичкин другой... -- в "Ревизоре" Н. В. Гоголя Тряпичкиным назван один из столичных приятелей Хлестакова.

...дабы не попали наши тетрадки к г. Бартеневу, и дабы не напечатал он их в своем "Архиве ". -- П. И. Бартенев с 1863 года издавал "историко-литературный" журнал "Русский архив", большую часть которого занимали невыразительные, случайно подобранные, а то и просто анекдотические историко-документальные материалы. В журнальном тексте было "...дабы не попали наши тетрадки к г. Семевскому, и дабы не сделал он из того какой истории". В 1870 году, то есть в год подготовки и выхода первого отдельного издания "Истории...", М. И. Семевский основал журнал "Русская старина" и подарил Салтыкову "билет" для получения годового комплекта журнала.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты