Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


О корени происхождения глуповцев. Журнальный текст главы сопровождался примечанием: "Статью эту следовало напечатать в самом начале "Истории одного города"




 

Впервые -- ОЗ, 1870, No 9, стр. 130-138 (вып. в свет 4 сентября).

Журнальный текст главы сопровождался примечанием: "Статью эту следовало напечатать в самом начале "Истории одного города", но тетрадка, в которой она заключалась, долгое время считалась утраченною и только на днях счастливый случай доставил ее в мои руки. Изд.". Во всех отдельных изданиях глава печаталась вслед за "Обращением к читателю от последнего архивариуса-летописца". Рукопись не сохранилась.

В основу рассказа "О корени происхождения глуповцев" писатель положил предание о добровольном "призвании" в страну трех варяжских князей -- Рюрика, Синеуса и Трувора, -- будто бы предпринятом новгородцами по мудрому, хотя и вынужденному совету древнего старца Гостомысла. Однако, если, например, Карамзин писал, что "отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года <...> обязано величием своим счастливому введению монархической власти" (H. M. Карамзин. История Государства Российского, т. 1, СПб. 1851, стр. 113), а современная Салтыкову реакционная газета "Весть" утверждала, что "исторически законная власть и есть именно законная потому, что она, вековым процессом истории, вкоренилась в народное сознание как держава правды" ("Весть", 1867, No 51 от 5 мая), то в "Истории одного города" добровольный отказ от воли, приведший к переименованию головотяпов в глуповцев и к появлению у глуповцев "князя" (или, как поют они, возвращаясь домой, царя), собственно и знаменует собой начало "глуповской истории", начало опирающегося на силу "законного" грабежа и насилия. Поместив эту главу непосредственно за "Обращением к читателю", писатель, с одной стороны, усиливает наметившееся "сближение" фантастической глуповской истории с официальной историей России, и, с другой стороны, как бы подготавливает возможность проследить развитие этой "истории" от самого ее зарождения до появления в Глупове загадочного и грозного "Оно ".

...народ, головотяпами именуемый... -- "Головотяпами", -- разъяснял сам писатель в примечании к журнальному тексту главы, -- собственно, называются егорьевцы. См. Сахарова "Сказания русского народа". -- Изд. ".

Гиперборейское море -- в античной мифологии неведомое северное море, по берегам которого живут легендарные гипербореи, питающиеся соком цветов и не знающие каких-либо тревог и волнений.

По соседству с головотяпами жило множество независимых племен... -- "Утверждаю, -- говорит Салтыков о своих "героях" в письме в редакцию "Вестника Европы", -- что ни одно из этих названий не вымышлено мною, и ссылаюсь в этом случае на Даля, Сахарова и других любителей русской народности". У И. П. Сахарова в "Сказаниях русского народа" действительно упоминаются "племена", жившие "по соседству с головотяпами". При этом, разъясняет Сахаров, "моржеедами " назывались архангельцы, "гущеедами " и "долбежниками " -- новгородцы, "клюковниками " -- владимирцы, "куролесами " -- брянцы, "вертячими бобами " -- муромцы, "лягушечниками " -- дмитровцы, "лапотниками " -- клиновцы, "чернонебными " -- коломенцы, "проломленными головами " -- орловцы, "слепородами " -- пошехонцы, "вислоухими " -- ростовцы, "кособрюхими " -- рязанцы, "ряпушниками " -- тверитяне, "заугольниками " -- холмогорцы, "рукосуями " -- чухломцы (т. 1, кн. 2, СПб. 1841, раздел -- "Русские народные присловья"), "лукоедами " -- арзамасцы, "крошевниками " -- капорцы (т. 2, кн. 7, СПб. 1849, раздел -- "Дополнения ко второй книге сказаний русского народа. Русские народные присловья").

...больше других держались гущееды, ряпушники и кособрюхие (то есть новгородцы, тверичане и рязанцы). -- Новгородская феодальная республика вошла в состав русского централизованного государства лишь в 1478 году, Тверское княжество -- в 1485 году, Рязанское -- в 1521 году.

...тогда, увидев, что правда на стороне головотяпов, принесли повинную. -- Ср. с рассказом Сахарова: "Когда-то Рязанцы воевали с Москвичами. Сошлись стена с стеной, а драться никому не хочется. Вот Москвичи и догадались: пустить солнышко на Рязанцев: "ослепнут-де они. Тогда и без бою одолеем их". Засветило солнышко с утра, а Москвичи и стали махать шапками на Рязанскую сторону. Ровно в полдень солнце поворотило свой лик на Рязанцев. Догадались и Рязанцы: высыпали из мешков толокно, и стали ловить солнышко. Поднимут мешки вверх, наведут на солнышко, да и тотчас завяжут. Поглядят вверх, а солнышко все на небе стоит, как вкопанное. Несдобровать нам, говорили Рязанцы. Попросим миру у Москвичей; пускай солнце возьмут назад. Сдумали и сделали" (И. Сахаров. Сказания русского народа, т. 1, кн. 2, СПб. 1841, стр. 115).

...Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили и т. д. -- Пословицы и сказания, приведенные в указанной работе Сахарова и в книге В. И. Даля "Пословицы русского народа", M. 1862 (в основном -- в разделе "Русь -- родина"). Отсюда же взяты писателем "сведения" и о других "подвигах" головотяпов (подробнее см. "Комментарий" Б. М. Эйхенбаума в кн.: М. Е. Салтыков (Щедрин). История одного города, Детгиз, Л. 1935, стр. 234-240).

После слов: "Драть их... свободно " в тексте "Отеч. записок" и издания 1870 г. было:

 

но и этого на свой счет не приняли, а подумали, что, должно быть, он про свою же братию, про новоторов, так говорит.

-- Этих точно, что драть надо, -- говорили они меж собой, -- потому, они воры сущие. Построили намеднись железную дорогу, доходу от нее показывают полтораста рублев в день, а расходу сколько -- того не показывают!

 

Такали мы, такали, да и протакали! -- См. стр. 500.

Не шуми, мати, зелена дубравушка... -- широко известная русская "разбойничья" песня; впервые появилась в печати уже в XVIII веке. (Салтыков познакомился с ней, вероятно, по сборнику "Песни русского народа", ч. IV, в типографии Сахарова, СПб. 1839, стр. 164-166. Эпиграф из "Дубравушки" предпослан рассказу 1859 года "Развеселое житье" (см. т. 3).

Сычужники -- любители сычуга, желудка жвачных животных; прозвище ельчан.

Соломатники -- любители "соломаты", овсяной крупы, поджаренной на масле или сале, или жидкой мучной кашицы; прозвище ливенцев.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты