Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Предания и Легенды




После принятия христианства двойником Волоса, стал св. Власий Севастийский, по простому созвучию им±н. Но культ Власия не подтверждает полностью переемственность того, древнего Волоса, которого мы знаем по летописям, и археологическим исследованиям. Временной фактор следует учитывать в большей степени, чем это делают лингвисты, и фольклористы. Хотя Власий, как покровитель скота, может быть наиболее близким образом к Волосу.

В Новгороде на холме сохранилась Волосова улица, где с очень давних пор стояла церковь св. Власия. Стоит определить, что капище было на холме, что отчасти отвергает теории тех, кто пытается определить Волоса как хтонического Бога потому, что его идол в Киеве стоял в низине, возле реки Почайны.

По великому почтению св. Власия в самом начале христианства на Руси, тогда, когда еще Русы поклонялись своим Богам, можно понять почему имя бога Волоса быстро забылось, превратившись в массу однокоренных слов. О церквах Власия ходят древние легенды. Известно несколько старых церквей св. Власия в Новгороде, во Пскове церковь стояла на Торгу, затем е± перенесли, и за тем, в 1420 году, во время страшной эпидемии псковичи перенесли церковь на древнее место. Во Владимире на Клязьме так-же было капище Волосу. Об этом говорит Никольский-Волосов монастырь, кстати подтверждающий переемственность св. Николая (см. ниже). По преданию он стоит на капище Волоса.

Следует сделать более подробный экскурс о Ростовском святилище Велеса.

В Ростове, в Чудском конце стоял идол Велеса. Видимо, это было главное святилище языческого города. По житию св. Авраамия в идоле жив±т бес, и творит мечты проходящим (т.е отвращает их от христианства). Миссионер Авраамий молился о ниспослании сил для одоления идола, но древнее божество оказалось сильнее ("и не возможе"). Авраам отправляется в Цареград для молитвы в церкви Иоанна Богослова, и по дороге он встречает самого апостола- "человека страшна, благоговейна образом, плешива, возлыса, брадою круглою великою, и красна суща зело". И страшный образ да±т святому свою трость, дабы "избодать" идола. Идол рассыпается. Видимо здесь сочетается предание о борьбе двух языческих богов, постепенно переработанное, и вошедшее в виде предания в житие Авраамия. В церкви Иоанна Богослова, которую, по преданию, Авраамий воздвиг на месте встречи с апостолом сохранилась та самая трость. Слишком языческое это предание. Столь свободную трактовку историчности этих сообщений я обосновываю таким, безусловно, верным утверждением Георгия Федотова- "Житие св. Авраамия пренадлежит к памятникам поздним и совершенно легендарным." Вот, стало быть, моя трактовка этой легендарности.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты