Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Скотий Бог




В начале XX века, в подмосковье крестьяне вывешивали для охраны скота медвежью лапу, что название имела "Скотий Бог". Отсюда и будет наша повесть.

"Медвежья тема в археологии и фольклоре очень часто бывает сопряжена с именем славянского языческого бога Волоса-Велеса." (1)

Здесь мы рассмотрим тождество Бога Скота Волоса с древнейшим сакральным богом-зверем медведем, и через это тождество прид±м ко всей широте представлений о боге Волосе. Ретроспективным образом мы пойд±м из древнейших врем±н, когда зародился культ Волоса, к тем временам, когда Владимир сокрушил городские капища. Путь этот долог, но только таким образом можно понять этот сложнейший образ.

Б.А. Рыбаков, применивший ретроспективный метод, возводит почитание Волоса к тем временам, когда "главным богатством племени были именно скот, стада крупного рогатого скота, "говяда", т.е. бронзовый век."

Возможно это и так, ипостась Волоса, как бога скота, не могла сформироваться раньше возникновения скотоводства. Но другая, более древняя, и хтоническая ипостась Волоса сформировалась тогда, когда был зафиксирован культ Великого Зверя, медведя. Ранний медвежий культ был у мустьерских неандертальцев, так что корни почитания медведя уходят очень глубоко.

Ещ± с древнейших, неолитических врем±н, когда первобытные, охотничие племена расселились по диким, лесным пространствам, охотники видели мрачную, таящую тысячи опасностей тайгу, кормилицу плем±н. Медведь, Волк, и другие кровожадные хищники были Богами, духами, живущими по своим законам. Для древнего человека они не были злом или добром. Охотник понимал, что каждый жив±т по своим законам, и звери такие-же охотники как и он сам. Иногда побеждал человек, и благодарил он Бога Лесов, что позволил ему прокормить себя, и свою семью. Иногда нападал Медведь, охотник погибал, и соплеменники содрогаясь смотрели на т±мные, лесные дебри. Вот здесь исток древнейшего Бога, Волоса.

Отсюда понятна и функция покровителя домашних зверей, ведь вс± скотоводство развилось из охоты, а покровитель зверей остался прежним, не потеряв своих лесных функций.(1)

То, что медведь является одной из главнейших фигур культа бога Волоса многократно подтверждено различными исследователями. Весьма важными докозательствами являются находки неолитических следов культа медведя у села Волосова, а так-же ритуального топора фатьяновского типа с головой медведя в центре города Ростова, где до XI века был сильный культ бога Волоса. Возможно не стоит прямо отождествлять древние находки с позднейшими названиями и сведениями, но факт оста±тся фактом- культ медведя на Руси есть древнейший культ зооморфного божества. Лингвистически имя Волоса так-же значит очень много. Волглый- лесной термин, означающий глубокий, старый и сырой угол дебрей; Волость- власть, область под правлением; Волостель- правитель; Волос- ряз. власть; Волоть- гигант, великан, могучан; Волоха- шкура; Волха- ±лха; Вол- самец крупного рогатого скота; Волос- волосатый, волохатый, волхв- т.е. лохматый, одетый зверем, медведем, или сам медведь. Так-же известно, что созвездие Плеяд называется "Волосожары" или "Волосыни", и предвещает удачную охоту на медведя. Наиболее ч±тко древний образ бога сформулировал Б.А.Рыбаков (1): "Волос мог быть хозяином леса, божеством охотничей добычи, выступавшим в медвежьем обличье. Возможно, что само имя его было лишь нарицательным иносказанием, вызванным табу на подлинное имя: Волос- волохатый, косматый, как позднейший медведь- м±д ведающий..." (см. главу "Лесной Хозяин") Исследование Елеонской "Сельскохозяйственная магия" явилось важнейшим источником для исследователей бога Волоса, в частности для отождествления бога с Лесным Хозяином. Каждый год, с появлением первой травы крестьяне выгоняют скот в общее стадо, и единственным человеческим защитником в это время является пастух. "Лесистая местность, как наиболее угрожающая скоту диким зверь±м, располагает владельцев скота к более сильному беспокойству и вызывает более энергичное стремление к охране скота посредством магии..." (9). День выгона скота 23 апреля является дн±м святого Георгия. Символику этого святого мы будем рассматривать ниже, но связь с Лесным Хозяином прямейшая, и в этой цитате можно увидеть тот единственный исток тождества Лесного Хозяина, а потом медведя со скотим богом, Волосом. Я сообщаю это с единственной целью, чтобы читатели и исследователи обратили внимание на одно обстоятельство: всякие шаги в сторону от понимания бога Волоса как скотия бога, покровителя богатства, торговли являются крайне спорными, и совершенно невозможны. Но мы вс±равно продолжим. "св. Георгий признается покровителем скота; но кроме него в лесных местностях защитником скота может быть хозяин леса- лесовик, лесной дедушка, леший, лясовой, лясун; хозяин леса может и погубить скотину, завести е± в глубь леса, в трясину, яму, а главное отдать е± на сьедение лесному зверю." (9). Далее процитируем другую ключевую фразу: "Это признание двухзащитников скота, свидетельствуя о слиянии дохристианских и христианских верований... и в большой мере лишило того и другого защитника индивидуальных черт." Я думаю здесь не совсем верно говорить о христианских верованиях, но вообщем вполне возможно, что нам нужно говорить о двух богах: Лесном Хозяине и Волосе. Возможно, именно эти два образа воплотились в св. Георгия, которого называют покровителем волков и стад (10). Т.е два полностью противоположных образа совершенно немыслимым способом обьединились в одном святом.

Во время первого выгона скота крестьяне совершали охранительные обряды, и орудиями были символические вещи - рогатина, топор, секира, нож, шерсть домашних животных. Эти предметы связаны с громовым культом: топор, нож, рогатина символизируют молнию, оружие громовника. И св. Георгий так-же отождествляется многими исследователями с Перуном. (!!!) Св. Георгий, как покровитель скота известен по многим записям: "...ты, святый Егорей, стереги и береги мой скот..."

Вероятно, что в наибольшем количестве случаев св. Егорий (Георгий) явился прямым "наследником" Волоса. Такое восприятие да±т нам возможность увидеть черезвычайно архаичный пласт народных воззрений, в частности жертвоприношение богу скота: "Тебе, св. Егорей, черной боран..."

О тождественности с Волосом говорит и такая деталь: "Заговор говорится на трубу пастуха, в которую вкладывается шерсть, взятая от скотины, и вследствие этого труба приобретает силу- звук е± непременно собирает стадо: "И затрублю в свою трубу или в рог заиграю, тогда бы на голос трубы мой скот все скоплялись и шли..."" (9)

Это сообщение, возможно, обьясняет сравнение "Слова о полку Игореве", о том, что "Боян Велесов внук"; т.е музыка изначально была магическими звуками охраняющими скот.

Наиболее часто исследователи называют переемником бога Волоса позднейшего св. Власия: "Необходимо отметить, что имя св. Власия, как покровителя скота, встречается в заговорах реже, нежели имена других святых; в иных же заговорах (преимущественно на севере) скот называется : "Власьев род", "мои скотинки Власьевны"..." (9) В определенных областях именно св. Власий считается защитником скота, в особенности коров и лошадей. "Св. Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли- играли, а с поля шли- скакали." (14). В Белоруссии св. Власий является патроном коневодства, известно множество икон Власия в окружения животных, на коне.

Так-же, многие исследователи считают непосредственным заместителем бога Волоса позднейшего св. Николая, или Миколу. Вопрос этот, довольно спорный, широко представлен в книге Б.А.Успенского (14). Трудно говорить о полной переемственности между ранним и поздним образах, но определ±нные моменты, наименее спорные, и наиболее точные возможно привести и здесь.

Культ Николы замечателен тем, что он стоял на высшей ступени почитания у средневековых крестьян. Иногда почитание Николы доходило до того, что он входил в троицу (т.е заменял Христа), а порой и сам назывался Господом Богом. Культ Николы охватывал те хозяйственные стороны жизни, которыми предположительно заведывал языческий бог Волос, поэтому это может являться одним из основных доказательств тождественности.

Доказательств тому, что Никола является поздним "скотим богом" множество. Известно приветствие пастуха "Микола в стадо!", что говорит о функциях Николы, как покровителя стад, так и пастушества. Всей деревней, на праздник "никольщины", откармливался 3 года бычек, "миколец". Лучший кусок мяса жертвовали Николе в церковь, а остальное сьедали всем миром.

Так-же возможными позднейшими заместителями Волоса стали св. Савватий - покровитель пчеловодства, "пчелиный бог"; св. Мамант - "овечий бог"; Флор и Лавр - "конский бог".


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты