КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НАЧАЛО СТАРЧЕСТВАКрасота лавры и сила духа лавры покоряли сердце Батюшки все больше и больше. Здесь он по-настоящему взялся за старчество. Очень много выслушивал людей. Много вопросов раскрывал письменно. Стал основательно заниматься Иисусовой молитвой. В Александро-Невской лавре был один схимник, который день и ночь находился на кладбище и занимался Иисусовой молитвой. Батюшка наблюдал, как тот молился, и тайно учился Иисусовой у него. "Александро-Невская лавра! Монахи - красавцы; изумительно отчеканенные дикции, чтецы непревзойденные! Собраны со всей России. Очень редкие голоса, абсолютные октавы! А Авраамий!.. Он священномученик - архидиакон Александро-Невской лавры! Это была изумительная красота. Он славился своим голосом, он был выше Шаляпина. А когда он читал Евангелие - это было что-то неземное: бархатный бас и дикция Авраамия! Его сделали епископом. Он погиб в Соловках... А какое пение было в лавре! Нигде не было такого. Какие таланты собрались! Кто там только ни был! Сколько там было прозорливых старцев, святителей! Как будто вся сила монашеского духа, что была тогда на Руси, собралась в лавре. Очень многие в лавре закончили свою жизнь мученически." Тогда по всей стране был голод, в лавре тоже почти нечего было есть. Было холодно и голодно. И Батюшка и многие монахи часто болели. Батюшка рассказывал: "Однажды я сильно заболел, и меня стали бесы одолевать. Открывается входная дверь, и в келью целая толпа вваливается: козы, козлята, кошки разных пород, псы, обезьяны, и очень много цыганок. Они хотели меня напугать, чтобы я умер, но они мне помогли выбраться из болезни - я рассердился страшно. Кошки, петухи, обезьяны, и приближаются ко мне все ближе и ближе. Что такое? Или мне мерещится, или на самом деле так? Но когда на меня напал животный страх, я понял, что это были бесы. Только они могут внушить такой животный страх. Я рассердился на бесов, на босу ногу вскочил на ледяной пол и выскочил из кельи. Меня увидели, узнали, что я больной, принесли мне поесть, сообщили моей матери, она привезла врача, после этого стал поправляться." После убиения митрополита Вениамина (Казанского) лавру вскоре захватили обновленцы, и почти вся братия впала в обновленчество. Епископ Алексий (Симанский), епископ Николай (Ярушевич) и епископ Григорий (Лебедев) стойко противостояли этим новым еретикам. По их ходатайству в 1925 году, 19 января, в праздник Крещения Господня, на ранней литургии Батюшка был рукоположен архиепископом Вассианом в иеромонахи. Одновременно он был назначен казначеем Александро-Невской лавры. Батюшка очень любил служить. Литургию служил ежедневно. Он очень плакал, что духовно не растет. Но Господь его утешил. Епископ Григорий (Лебедев), настоятель лавры, брал с собой на службу только Батюшку, ему нравилась Батюшкина манера служить - на диезах и бемолях. Из-за обновленчества стали возникать смуты. Многие не могли понять, где же сохранилась правда? Одному купцу-старообрядцу было показано: на Благовещение, на Херувимской с жертвенника переносили крохотного Младенца, Который восседал на дискосе на престоле. Священники двигались машинально и ничего не видели, а вот купец- старообрядец увидел. После этого он подошел к наместнику, рассказал все и подал прошение о пострижении в монахи. Его приняли в братию. Потом он принял схиму и скончался схимником. После революции многие из богатых людей бросали свое ремесло, принимали монашество и блаженно кончали жизнь. Так, например, иеросхимонах Серафим - бывший меховщик, схиигумен Гурий (Комиссаров) - миллионер. Они вместе жили в одной келии, вместе трудились. Сколько слез о себе! Говорили на одном языке и невольно отделялись от братии. У них ничего не было общего со всеми, но они и не подстраивались под других. "Была у них боязнь оскорбить Господа Вездесущего. Это было исповедническое состояние. И кто не имеет этогочувства исповедничества - тот еще не христианин", - говорил Батюшка. "Обновленчество не было принято народом. Потому оно держалось только два года, и они сами вынуждены были каяться. Обновленцы своим составом были худшие люди из духовенства, замаранные: или неверием, или своим маловерием, или грехами скверными, или явным присвоением чужой собственности. Один из главарей обновленцев - знаменитый протоиерей Боярский. Он шумел своими большими богословскими знаниями, удивительный был проповедник. А потом впал в обновленчество за свое большое "я". А кончилось все очень плохо. Вместо того чтобы покаяться, он присвоил драгоценную ризу с чудотворной иконы Божией Матери и заменил эти бриллианты и драгоценные камни стекляшками. И за это попал в тюрьму и в тюрьме погиб. Знаменитый Боярский... Белков публично снял сан. Введенский не покаялся. Отказался каяться самому Святейшему Патриарху! А Красницкий - он умер в тюрьме за какое-то уголовное дело. Вот вся эта пятерка, основа обновленчества, она вся погибла. А народ, он не принял обновленчества. Священники служили в пустых храмах, продавали ковры, люстры, иконы, чтобы на что-нибудь жить, а потом храмы закрывали. Все церкви были за обновленцами, православные люди молились в "катакомбах", А что обновленцы причащали не Телом и Кровью Господней - это мы знаем. Хлебом и вином причащали. Таинство не было совершено. Таинство - это священнодействие Духа Святаго. Непонятное, неизъяснимое для человеческого ума ... тайнодействие... Благодати Святаго Духа, Третьего Лица Святой Троицы. Поэтому малейшее оскорбление его есть смертный грех. Вот почему впадающие в грехи смертные священники, диаконы, епископы, если они забудут покаяться (т.е. отказаться от греха и перестать ему служить), они Царствия Божия не наследуют. Даже есть указание такое, что только кровью можно искупить свою вину." В Александро-Невской лавре Батюшка встретился со многими духовными людьми. В лавре он прожил десять лет. Во время пребывания Батюшки в лавре много происходило с ним разных чудес и случаев. Сам Батюшка рассказывал так: "Однажды я удостоился видеть в чаше Мясо и Кровь. Служил епископ Стефан. Я был иеродиаконом. Я вынес чашу в Успенской митрополичьей церкви. Он прочел: "Верую, Господи, и исповедую...", - открыл покровец по прочтении молитвы и обомлел! Тогда он обращается ко мне: "Виждь, отче, что делать?" - Он повернулся через левое плечо, а я с чашей через правое, вошли в алтарь, поставили на престол и стали молиться, чтобы Господь сотворил милость. И молился он минут 15 с воздетыми руками. Но как владыка Стефан молился, когда я вернулся и поставил чашу, - это ужас! Потом, после его молитвы, посмотрели - опять сотворилось в виде хлеба и вина, Тогда вышел и причастил людей. Этот случай знали митрополит Гурий, митрополит Лев и Варсонофий. Они были свидетелями этого изумительного события. Это было показано нам, чтобы мы утвердились, а мне еще и в утешение. Я тогда абсолютно веровал и исповедывал, что воистину - подлинное Тело и Кровь, но чтобы утвердиться, может быть, и людям рассказать, и записать это, чтобы людям от этого была польза и счастье. А потом, конечно, - во смирение нам, потому что как бы мы ни готовились литургисать, а все-таки мы должны сознавать свое абсолютное недостоинство." "Однажды перед литургией я заснул и проснулся от стука в окно келии. Оказалось, Святитель Питирим Тамбовский постучал мне в окно, чтобы я готовился к службе: -Вставай, иеромонах, пора на проскомидию! Известно, что Святитель явился одновременно и одной из будущих духовных чад моих. Он сказал ей: -Там иеромонах будет служить, ты должна встретиться с ним. После службы мы встретились." Живя в лавре, Батюшка не имел определенного наставника. Бог Батюшку сохранял и воспитывал большими борениями и трудами, невидимо от людей. Суровое одиночество воспитало мужество. В Александро-Невской лавре Батюшка готовил лекции на тему "Психология православного христианства" (по Феофану Затворнику). Огромные труды были. К сожалению, все лекции погибли в 1932 году. Батюшка был казначеем лавры. И чекисты, и обновленцы знали, что у отца Симеона где-то спрятаны ключи от кладовых, где хранилась казна лавры. Однажды обновленцы поймали его и отдали в руки ЧК. Те требовали, чтобы он все им отдал, но он отказался. Тогда его поместили в "трамвай". "Трамвай" - это страшное изобретение, которое представляло собой следующее: в камеру помещали очень много людей, так, чтобы они стояли, тесно прижавшись друг к другу, не имея возможности даже пошевелиться. Камера была закрыта почти три недели. Испражнялись тут же. Трупы, уже дурно пахнувшие, стояли с живыми еще людьми... Батюшка пережил это и остался жив. Ключи от кладовых он никому не отдал. Александро-Невская лавра явилась для Батюшки фундаментом его духовничества и старчества.
|