![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВОЛГОГРАДВ Астрахани архиепископ Сергий Ларин держал Батюшку недолго - вскоре перевел в Волгоград. В Волгограде отца Симеона поставили вторым священником после настоятеля храма. Здесь Батюшка вел строго аскетический образ жизни. Видя, что опять гоним, глубоко погружался в молитву. С какой великой любовью и вниманием принимал он всех, кто обращался к нему, как обстоятельно разрешал их недоумения, до какой степени нравственно высокими были его проповеди! Особенно ярко выражался характер его проповедей и исповедей во время больших праздников. Прихожане сразу заметили, что его службы - необычайные, очень интересные. А общие исповеди, как они привлекали народ! В храм стало просто невозможно войти из-за обилия народа, особенно много стояло на службе молодежи. В своих проповедях Батюшка особенно подробно разъяснял условия спасения мирских людей: не уметь видеть зла, не уметь осуждать, что значит - иметь любовь к людям, любовь к Богу. Говорил о тяжких смертных грехах: о гордости, о грубости нравов и о том, как от них избавиться. Особенно он обличал праздность. Ведь не секрет, что праздность особенно развита и распространяется в миру. "Праздность - это есть бесконечная степень нарушения хождения в присутствии Божием. Мы настолько переключаемся на свои страсти и привычки, что забываем о хождении в присутствии Божием. Вот это рассеянное, несобранное состояние - это и есть праздное, беспечное житие. А вот пришел конец, надо будет давать отчет - и вот тяжко и больно, и страшно! Одни занимаются отдыхом. Другие занимаются квартирой. Третьи занимаются каким-нибудь увлечением - и теряют чувство: "быть в себе". Это не христианское состояние." В Волгограде у Батюшки появилось очень и очень много духовных чад. Кроме того, была огромная переписка со многими городами, селами. С духовными чадами Батюшка был очень строг. Вот некоторые его требования: *** Исповедь должна быть придирчивой к самому себе, то есть не только надо иметь записи укоризн совести, которые велись с последнего дня говения, но анализы жалоб, привычек, тайных сокровенных желаний, проявлений характера, анализы отношений к людям, работе, молитвенным трудам. Исповедь должна вестись часто и искренне. Ведь авве больны всякая недосказанность, хитринка, извороты, доли неправды. Хотя демоны в этом помощники, но тут же надо себе напоминать: неужели любовь аввы, его сердце (стремящееся тебе помочь) достойны лжинки, малой неправды, стыдливости? Ведь он умеет ликовать с тобой и плакать твоими слезами, зачем же тут лживость, неправды, стыд? Не надо его обижать. Не надо. Ему больно. Будь послушна, и гони всякое непослушание, неискренность, лукавство беспощадно. *** Как иноку надо быть бдительным, внимательным к своим помыслам! Запись исповеди вести подробно, не называя, какие помыслы, но назвать обязательно происхождение и причину возникновения. Проанализировать: откуда, почему, не было ли твоей воли, интереса, желания, движения, любопытства сердца, разговора? Почему не ушел? Тут страх за сердце, за волю. *** Запись совести очень трудно дается. Помогает этому чтение книг духовных. Помнить надо, что тепло и слезы придут внезапно, неожиданно для нас, лишь бы нам добиваться, искать. Сугубо надо просить Всемилостивую: "Согрей, научи меня молиться, обвей меня страхом Его!" Взять из 24-х частей молитвы Златоуста сугубые вопли: "не остави меня, не отступи от меня"; и следить очень, чтобы не сердиться, не расстраиваться, не раздражаться и не жаловаться никому, никому на свое это тяжкое состояние; и на ходу записывать укоры совести, навязчивые помыслы. Сном не лечить себя. *** Полюби читать "Всемилостивую", чтобы она вросла в твое сердце и ум. Это будет бичом от зла и страстей, и озарение уму. Для силы просто читай так: "Всемилостивая Владычице моя, Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дево, Богородице Мария, Мати Божия, не гнушайся меня, не отвергай меня, Госпоже." Это величание и почитание Божией Матери смирит сердце, изменит сердце, устыдит быть легкомысленной. Подлинность текста молитвы читай правильно, не искажая ее, освященную великими трудами преподобного Серафима Саровского. Молитва должна быть внимательной, медленной, умоляющей и покаянной молитвой, выпрашивая, не спеша, настойчиво: и помилование, и смирение сердца, и любовь как венец добродетелей. *** Обрядоисполнение без молитвы сознательной (с умом, с сознанием напряженным, с покаянием и помилованием), без осознания своих язвин, ошибок, проступков и страстей - путь жизни пустой, языческий, обидный, неспасительный. *** Жизнь монашеская в отношении дел, слов, помышлений должна быть проводима вне чувств, сердца. Если же не так, то она не будет монашеской, не говоря уже об ангельской. *** Соль дня - молитва. Все должно быть подчинено этому, но в тайне от всех людей. Эту всю заботу о необходимом: работе, еде - к минимуму. Скупое общение с людьми, сон, свои повадки... По молитве определяется здоровье, самочувствие. Она является термометром и точным барометром твоих чаяний, желаний сердца и ясности или загрязненности сердца. *** Немирность и раздражительность бывают оттого, что в нашем покаянии самая главная язвина не раскрыта перед нами самими. Мы слишком мало ловим себя в этой язвине, страсти, и часто нет в нас настоящей болезни оплакивания, страха об этой страсти, язвине: гордыне, которая выражается в самолюбии, повелительном тоне, отчасти раздражительности. *** Уныние - противоположность молитве (бесовское смирение). Насмешка, малодушие, глупость наша - последствие неоплаканной совести, если мы не потрудились не только выплакать - оплакать содеянное, и не сказали ясно, твердо себе: "Не буду, ни за что не буду, только помоги мне!" Через несколько минут после этого уныние исчезнет. Наступает покой, тихая радость, возвращается молитва с умом, с сердцем. *** Дружба и любы духовная и душевная, все это не опасно для сердца и совести, лишь бы не было чувственности (желания ласки, нежности). Духовная жизнь о Господе не терпит, не выносит какого-либо малого компромисса. Заповедь Господа: "Блажени чистии сердцем" - есть не только абсолютное целомудрие - нехитрость, нелживость, нелукавство, простота сердца, но и боязнь чувственного отношения к какому-либо человеку, так как сердце принадлежит Господу. *** (На вопрос: можно ли вести переписку с друзьями). Монашество не терпит общения с людьми. Даже по духу и нраву однородные, и те бывают в тягость друг другу при длительном и частом общении. Общительность - не монашество (проявление тщеславия, высокоумия, самоуверенности, самолюбования; тонко и хитро проявляемые, они лишают мирности, то есть когда совесть, зеркало наше, нечистое). Святые Отцы тысячу раз правы, что устав никогда не нарушали ради общения: работай над книгами, выписками, записями совести; работай над узелками. Еженедельное приготовление к исповеди и посещение своего старца-духовника или старицы, приготовление ко Святому Причащению через неделю - жизнь монашеская и того, кто готовится принять ангельский образ - мантию. *** Чтобы мирно, тихо заснуть, нужны узелки, Иисусова - покамест не заснешь. Мысли все гнать молитвой: "Помилуй мя..." *** Понимаю еще больше теперь, как трудно быть пастырем, как много надо работать над собой, как надо вымаливать терпение. Какой страшный ответ воздам за малейшую небрежность, нетерпеливость, лень, невнимательность, казенность. О ужас! Ужас! Все больше прихожан становилось духовными чадами Батюшки. Авторитет отца Симеона среди народа, почитание его искушало других священников, они не могли вынести эту брань ревности. От гнева и зависти стали на него жаловаться, писать анонимные письма архиерею. Прихожане толпились вокруг Батюшки. Весь народ шел только к нему. Приезжие заявляли: де здесь прозорливый Батюшка, который может все сказать который исцеляет бесноватых?" А недруги - говорили: "Что за поп появился?! Что-то очень много нового стало в храме!" Может быть, это было и промыслительно. Батюшка уставал от чрезмерной нагрузки. Приходилось много работать с духовными чадами, вести обширную переписку (на письма отвечал по ночам). Кроме служб - еще крестины и венчания. Батюшка бывал в храме ежедневно до 3-х часов дня. Особенно много было крестин - каждый день более ста человек. Крестить детей было ему очень тяжело. Фактически у Батюшки действовала одна рука, левая, правая совершенно не переносила физических нагрузок. Батюшка от крестин просто изнемогал. От непосильной нагрузки правая рука разболелась, ее невыносимо ломило, особенно ночью. Батюшка не спал - стал страдать бессонницей. Батюшке был необходим отдых.
|