Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Языческие обычаи у христиан




"Умерла девушка. Я приехал отпевать. Она в гробу, к нему прибито зеркало, лежит зубная щетка, мыльница и топор под гробом. Спрашиваю: "А это что такое?" - "У нас так заведено, ей топор пригодится." - "А это что такое - зеркало, утиральник?" - "А как же? Ей это пригодится."

Я все выбросил, конечно, отпел ее. Не успел отпеть, опять топор принесли и положили снова. Таков обычай - языческий. Посмотрите, теперь: у нас, у православных, в Полтаве, напри­мер, к крышке гроба прибивают иконы и справа и слева. Зак­рывают и хоронят его с иконами: "А как же, он будет молить­ся! " Вот какое невежество! А мы хотим еще воспитывать! Какой скачок надо сделать, чтобы дать культуру христианства. Там же, где иконы прибивают, в Полтаве, - зубная щетка, вода - покойник будет пить, рис, ложка - он потребует кутью. И это в наше время!

Или вот такое очень тяжелое переживание. Сороковой день. Я пришел в избу служить парастас. Хор пришел, хоругви при­несли. Это было в Спасском. "Мы сейчас пойдем на кладби­ще, ее приведем." Я спрашиваю: "Кого?" - "Покойницу." Па­радная постель, все белое, чистое. Они пошли. "А мне что делать?" - "Вы, батюшка, посидите, подождите." Они пошли на кладбище, привели ее, положили. "Она легла, теперь, ба­тюшка, давайте молиться." Понимаете, какая гадость? А каково это мне? Это язычество у них надо выдернуть с корнем! Вот какое сочетание, да?

Между прочим, они делают вид, что уводят ее на кладбище на следующий день, укладывают ее в могилу, поют, а потом уходят домой, без нее. Вот какие дикари! И попробуй им что-нибудь объяснить. Ни за что! Они неумолимы, неумолимы! Я нарочно это изучал на месте. "Это хорошо, а завтра что?" - спрашиваю их. - "А мы ее помянем и отведем опять на кладби­ще". И вот, вся толпа уходит ее провожать, умершую.

-В деревне умер один от водки. Его фуфайку, в которой он ходил, взяли и на плетень повесили. Там прозорливый один старец ходил, и он говорит: "Уберите эту фуфайку, а то на ней бесы верхом катаются!" Это действительно так?

-Да. А как же? Сидят на пуговицах верхом.

-Значит, умершего одежду страшно и брать тогда?

-Смотря какой умерший был! А как же! Я же вам говорил, что после блудника, жадного, скупого, сребролюбца одежду не трогать! Эти страсти переходчивые.

-А если праведного одежду одевать, помогает человеку?

-Думается, конечно, что святость праведника должна оградить. Не помочь, а оградить!

-А какая разница; помочь и оградить?

-Оградить от кого? Мы ограждаемся от бесов, наших постоянных ухаживателей. Если при мирянине постоянно три беса, то у монаха мантийного - восемь постоянно. А у схимника - двенадцать. Вот почему надо так осторожно беречь свои чувства, глаза, уши и язык. Умереть нераскаянно очень страшно. Можете себе представить, какая участь у безбожника, когда его несут на кладбище?! Вот ужас какой!

-Батюшка, а какие эти восемь бесов? Бес блуда, гордости...

-Да, да, бесы смертных грехов, нераскаянных, неоплаканных и неосознанных грехов. Ведь не всякая исповедь дает прощение и разрешение. Когда сердце не осознает тяжесть и оскорбление Господа и нет страха, что надо непременно оставить грех, если не призываешь на помощь, а только осознаешь своим чердаком холодным, ради формальности - то этот грех не разрешается.

-А вот вы после такой исповеди даете разрешение причащаться, это как? Это тоже в суд и в осуждение?

-Да, в осуждение. Вот почему невольно хочется посмотреть в глаза, последний раз, когда вы уходите, и как-то проверить, узнать!

-А после такой исповеди и причастия благодать не касается?

-Это мы чувствуем по благодарственным молитвам. Как мы благодарственные молитвы читаем: нам хочется читать или, наоборот, мы стараемся не читать. То есть, Ангела Хра­нителя нет. Сколько раз мы говорили, что именно показатель того, как я причастился - это благодарственные молитвы. И желание опять повторять их, от ревности; или, наоборот, ско­рей, скорей прочесть, скорее пить чай и чем-нибудь заняться.

-А если после причастия чувствуешь облегчение и мирность, хотя, кажется, плохо исповедался, тогда тоже благодать не коснулась?

-Обязательно коснулась! Признак, что благодать коснулась и вселилась, - это мирность, это тихость, это блаженная тишина. Это признак благодати и признак, что причастие было не в суд и не в осуждение, - если после чаши отойдешь мирный, ликующий, в тишине.

Это не каждый раз зависит от вас, что не все сказали. Надо было что-нибудь убавить или прибавить; или коснулся, может быть, на исповеди нечаянно или невольно, греха осуждения или смущения, да? Господь это снимает с вас. С вас это не взыскивается.

-А если нет страха оставить грех, а вы иногда разрешаете приступить к причастию?

-Да. Для того чтобы такого человека озарила благодать, чтобы пришла благодать, чтобы благодать, по вере духовника, отогнала это насилие уныния или насилие тяжести содеянных грехов. Тут надо очень мужественно расправляться, когда ты приходишь и видишь человека в состоянии уныния, и он не смеет приступить, ему не хочется, он старается избежать этого, под действием, насилием уныния. Надо его заставлять. Благодать осенит и вселится, и уныние отгонит. И если ненамеренно содеяны грехи - они прощаются, а намеренно содеянные, которые мы не хотим оставить, если грехи нам милы, судя по состоянию сердца, - только если раскаиваемся в них, тогда нам Бог прощает. Мы живем милосердием Божиим, правда? Надо иметь дерзновение. Когда у нас этого дерзновения нет, значит, у нас веры нет!

Надо приступать к исповеди, как ты можешь, и причащаться за святое послушание духовнику, отсечь и тут свою волю, чтобы это мое "я" окаянное, оно тут не влияло. Духовнику виднее. Хотя рассудок сознает, что: не достоин, не смею; но именно ввериться за святое послушание духовнику, которому виднее. У него особые глаза, особые уши, о которых вы не имеете представления. И после такой исповеди у унывающего откроется совершенно все новое, он почувствует глубину сво­его недостоинства, он переживет особую силу оплакивания, то есть, смирения. Он за это получит великую радость, блаженную тишину, то есть союз с Духом Святым. И наоборот, когда мы, вопреки просьбам и доказательствам духовника, настаиваем на своем и под любым предлогом уклоняемся, нам это вменяется в грех гордыни.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты