КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Географическое положение Ак-Мечети. Возникновение города.Стр 1 из 13Следующая ⇒ План Введение. Культурно-ландшафтные исследования города: теория и практика. а/ При изучении культурного ландшафта, в первую очередь, необходимо помнить о контекстности любых заключенных в городской культурный ландшафт смыслов. б/ любое исследование культурного ландшафта должно начинаться с уяснения смысловой системы, в связи с которой планируется проводить культурно-ландшафтное исследование в/ многие смыслы могут проявляться только при сопоставлении с другими ландшафтами и 1. Крым – географические особенности 2. ГеоПоложение Ак-Мечети 3. Особенности средневекового градостроительства 4. Дворец Калги - место сбора войск. Татарское войско. Ханская охота 5. Жилые кварталы. Рынки 6. Мечети 7. Бани. 8. Караван-Сараи (ханы) 9. Система водоснабжения. Фонтаны 10. Основные занятия и др. АК-МЕЧЕТЬ - СИМФЕРОПОЛЬ Топографические карты – подробные, единые по содержанию, оформлению и математической основе географ. Карты, отображающие основные природные и соц-экон. Объекты(рельеф, воды, растительность, населенные пункты, дорожную сеть, хоз. объеты и т.п.) Топография – (от греч. Topos – место) географ. И геометр. Изучение местности путем проведения съемочных работ. Географическое положение Ак-Мечети. Возникновение города. Е.В. Крикун Памятники крымскотатарской архитектуры.-Симф.: Крымучпедгиз, 1998. С.66 Ак-Мечеть Из горных вырвавшись оков,/Спешит Салгир, в степи теряясь/ Здесь город из глубин веков/ Ступает с яруса на ярус./ Селились тавры, а потом,/ Их смяв напористо и лихо,/ Тут на обрывистом плато/ Воздвигли свой Неаполь скифы./ Ни войн, ни бед не перечесть…/ Повержен в прах Неаполь старый…/ И основали Ак-Мечеть/ Вблизи руин его татары./ А позже русские придут/ И берега Салгира эти / Освоят, примостив редут/ И Симферополь к Ак-Мечети. Итак, Неаполь, А-М., Симф. – три сомкнутых города, свидетели трех встретившихся эпох, трех крутых поворотов в судьбе Крыма. Ветхая А-М с дробной россыпью малоэтажной застройки на гребне Петровских высот словно бы нарочно помечена стремительной телевышкой, будто вехой. Оседлав Петровские высоты и спустившись в балку того же имени, А-М не осмелилась вскарабкаться на плато юго-восточного массива Петровских скал: там покоится прах великого пращура – Неаполя скифского. В 4 веков под ударами гуннов Неаполь угас, а среди руин его возникло и длительное время существовало греческое поселение, которое новые завоеватели – татары, заселявшие постепенно с 13 по 14 ст. долину Салгира, называли Керменчиком – малой крепостью. С высоты Керменчика открывалась величественная панорама салгирской долины: змеилась река, поблескивая там-сям в зарослях леса редкими шапками дубов-великанов, краснели кое-где россыпи черепичных крыш с огородами-садами при них, таяли в мареве лесные и травянистые дали, плоские на севере, отлогие на северо-востоке и вздыбленные на юго-востоке, где из лесного покрова высоко вздымаются синие горы с величавым, несущим облака Чатыр-Дагом. С.67 Салгир – название дотатарское, индоевропейское, означающее «горный поток Е.В. Крикун Памятники крымскотатарской архитектуры.-Симф.: Крымучпедгиз, 1998. С.74 После присоединения Крыма к России в биографии А-М наступил крутой поворот. На свободной территории, прилегающей с северо-запада к оживленной магистрали Бахчисарай-Карасубазар, был заложен Симферополь. С.76 Составленный в 1786г. план Симф. Решался по классической схеме того времени – сочетанием трехлучевой и прямоугольной системы улиц. Основой композиции предполагалась организация обращенной к реке застроенной общественными зданиями полукруглой площади с собором в центре. Храмом намечалось замкнуть перспективу лучевых улиц- прямой и двух диагональных. На стыке А-М и Симф., где вдоль дороги с А-М стороны оставалось немало пустырей, образовались городские земляческие поселения, давшие названия новым улицам: Армянская (Кавказская), Караимская, Греческая (Одесская), Еврейская (Одесский переулок). Соответсвенно землячествам на новых улицах, кроме жилья появились торговые ряды, мастерские ремесленников, школы и храмы. А в гуще и на юго-западной окраине акмечетской застройки расширялась и обновлялась Кебир-Джами, строились медресе и новые мечети, одной из кот была Джума-Джами, сооруженная в к.ХIХ в. на средства симф купца Хаджи-Сеид-Нафе. Мечеть Сеид-Нафе расположена среди одноэтажной застройки с отступом от красной линии улицы (Колодезный переулок 3) и под углом 45 градусов к ней, обусловленной строгой ориентацией здания по направлению север-юг. С.80 Медресе стоит в глубине квартала по улице Самокиша 8
|