КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С.174 Сельджукская декоративная стилистика в крымских памятникахВозникновение ее связывается с изменениями полит характера и переменами в этническом составе населения: утверждением Золотой Орды в степной и Юго-Восточной части в 40-х годах ХIII в. и появлением масс тюркского населения, образованием армянских поселений в Ю-В Крыму в 30-40-х годах ХIII в., притоком малоазийского этнического компонента в 60-х-70-х годах ХIII в. Немаловажную роль в появлении нового в материальной культуре полуострова играет включение Чернопорья в процесс венецианской и генуэзской торговли. Города Южного Черноморья были центрами итальяно-греко-мусульманской торговли. Черноморский регион воспринимался купцами как единое геопространство. До сер. ХV в. действовал караванный путь. Со второй половины ХIV в. усиливается роль в региональной торговле византийского купечества и мусульманских купцов. Обмен предметами художественного ремесла способствовал появлению в городских центрах Крыма образцов западноевропейского, малоазийского и греческого импорта. Все это говорит о включении северо-причерноморских центров в сложный процесс культ взаимодействий. Несомненно, на нем сказалось влияние многих причин, начиная с переселения масс торгово-ремесленного населения, приглашения отдельных мастеров, до ввоза различных предметов худ ремесла, тканей, рукописных книг. Именно включение Крыма в сферу итальянского полит влияния и торговых процессов в Черноморье и способствовало укоренению здесь худож идей, вызревавших в Малой Азии, в регионе, отмеченном существованием своеобразной архит-декоративной традиции. С.175 Появление первых архит ансамблей и декоративной резьбы, по всей видимости, было связано с непосредственным участием малоазийских и, вероятно, среднеазиатских мастеров в их создании. На крымской почве происходило усвоение привнесенных методов и приемов при условии, что восприятие их золотоордынским населением было подготовлено общностью культурных традиций, отразившихся и в формах этого родственного стиля. Строительство новых золотордынских центров во второй половине ХIII в. происходило за счет материальных и людских ресурсов завоеванных территорий с высокой художественной и ремесленной культурой. Хорезм, Закавказье, Крым, Поволжье оказались в пределах одного государства. Это способствовало развитию в монгольских городах культуры, характеризующейся смешением различных черт и традиций, а также и выработке своих приемов в разных видах худож ремесла. Немалую роль в процессе формирования определенных стилистич черт в декоре крымских архит сооружений было принятие характерных для малоазийских ( и, вероятно, в меньшей степени среднеазиатских) прежде всего, культовых построек, традиционных мотивов и способов декорирования.
|