КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С.152 Архитектурный декор построек ХIV-ХVвв. и ХVI- ХVIIIвв.С.154 Единство декора построек ХVI –ХVIII вв., проявляющее в цветочно-растительной орнаментации, обусловлено условиями развития стиля в рамках официальных канонов османского искусства. Государство турок-османов объединило под своим господством земли, населенными народами различных культур и вероисповеданий. В последующие века на этой территории происходит развитие своеобразного художественного стиля, проявившегося в архитектуре, архитектурном декоре, изобразительном и прикладном искусстве, который в литературе часто называется «турецким». Этот художественный стиль создавался на основе распространившегося ранее на территории Малой Азии «сельдж искусства». Впитавшего в себя элементы среднеазиатской, армянской, иранской культур. Он несомненно воспринял влияние византийского искусства столичных и периферийных центров. Сдерживаемое мусульманскими канонами и испытавшее их нивелирующее влияние искусство османского государства нашло свои формы и пути развития своеобразного стиля. Как известно, на национально периферийных территориях до турецкого господства народы, вошедшие в Османскую империю, создали своеобразную архитектуру и искусство. В период османского владычества оно подвергается влиянию официального, столичного, но сохраняет свои характерные черты и особенности. Однако воздействие и распространение передовых идей. А также официальных канонов и столичных вкусов, в провинциях было, вероятно, довольно широким и ощутимым. Не избежало этого влияния и искусство Крымского полуострова. С.155Вместе с новой властью было введено новое госадминистративное устройство со своим чиновничьим аппаратом, осуществлявшим управление захваченными областями. С ХV в. в крымских центрах предпринимается строительство дворцовых, общественных, культовых построек и даже оборонительных сооружений, которые созданы в соответствии с новыми технически-строительными требованиями. Администрация привлекает для этих целей специалистов из столицы и других областей. Увеличивается мусульманское духовенство, происходит приток военных и торговцев. Т.о., население крымских городов более мусульманизируется. Официальное внедрение новых канонов, связанное с госстроительством поддерживалось непосредственным культурным влиянием. Которое испытывало искусство полуострова, наряду с другими регионами империи. Крым стал своеобразным заповедником «сельдж декоративного стиля», здесь он почти без изменения просуществовал вплоть до ХVIII в. Многие орнаменты настолько органично на протяжении веков вошли в искусство полуострова, что стали восприниматься здесь как свои, издревле существующие. В то же время, начиная с ХV в., в Крым, в основном из Турции, проникают и быстро распространяются новые мотивы. Появляются орнаментальные композиции с реалистическими и слегка стилизованными изображениями цветов, листьев, букетов в вазах и даже деревьев. В некоторых случаях они включаются в декор вместе со старыми «сельдж» мотивами: плетенками, цепями, сталактитами, полупальметтами растительного вида. Эти орнаменты встречаются в декоре архдеталей (капителей, колонн, баз, орнаментальных плит, декорирующих фасады фонтанов, закладных строительных плит, купелей), а также надгробных плит и армхачкаров. Новые мотивы в камнерезном искусстве Крыма появляются в результате распространения на всей территории империи нового художественного стиля «хатаи», характеризующегося применением цветочного орнамента и использующего мотивы и формы базисного, традиционного стиля «руми». Моделью для создания новых образов, скорее всего, служил сад с искусственно выращенными растениями. Мотив изогнутой полупальметты с вытянутым гибким концом листа непосредственно включается в новые декоративные композиции. Орнаменты каменной резьбы менее разнообразны, чем, например рисунки изразцов или фаянсовой посуды, что определяется материалом и техникой изготовления. Идея цветочного реалистического, иногда простого, подчас же довольно сложного по рисунку листа или цветка в османском искусстве широко разрабатывалась вероятно, не без влияния прикладного западноевропейского искусства, в частности ткани, итальянской майолики. Расцвет искусства Зап.Европы и п.в. ближайшей Италии, с которой на протяжении веков, начиная с сельджукских времен, были тесные политические взаимоотношения, несомненно сказался на развитии эстетического мировоззрения турецкой аристократии. Перенималась идея пышности аристократической жизни, которая должна быть наполнена предметами изящной работы и проходить в прекрасно построенных и богато украшенных дворцах и городах, что, кстати, хорошо соответствовало представлению о мусульманском рае-саде. С. 159 «Сельджукская цепь» как орнаментальный мотив линейного характера служила, как правило, в крымских сооружениях окаймлением проема порталов или оконных наличников, подчеркивая его размеры и придавая ему геометрическую стройность. Состоящая из крупных деталей, она делала их более монументальными. Сочеталась с лентами пальметного или геометрического орнамента С.173 Мусульманское строительство Крыма позднее ХV в. использует в декорировании основные формы и мотивы сельджукского стиля, несколько схематизируя и упрощая их. Начинают появляться элементы не малоазийского, а ордынского стиля, выразившиеся в применении мотивов, характерных для изразцового декора. В архит декоре появляется тип растительного и геометр орнам: резьбы в двух плоскостях без проработки деталей, состоящей из связанных между собой мелких элементов. Такой принцип декорирования применяется и на мусульманских надгробиях.
|