![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 3. Морфология драмы.Тема 7. Метафизика драмы. Многовековой опыт драматургии и его закрепление в образной системе, «открытой» для нового содержания, т. е. способной в специфической художественной форме осваивать новые проблемы и противоречия, новые межчеловеческие отношения, коллизии и характеры, порождаемые ходом общественной жизни. Сущностные и родовые законы драмы. Устойчивость драматургических законов и их конкретно-исторические формы. Тема 8. Драматическое действие как основополагающая категория драмы. Действие как система изменяющихся и развивающихся ситуаций, возникающих в результате активности героев. Действие в драме как соподчинение и срастание подготовительных и узловых, проходных и вершинных, катастрофических и «разрешающих» сценических и вне сценических событий в единую целостную драматическую систему, воплощающую общий замысел произведения. Тема 9. Фабула и сюжет драмы. Фабула как простая последовательность событий. Образование сюжета как структурообразующий процесс формирования действия, имеющего свою композицию и объем. Сюжет в драме и его структура.Человеческие отношения как строго ограниченный цикл событий, образующих сюжет драмы. Отличия эпических и лирических сюжетов от драматических. Действенно-диалогическое проявление активности героя драмы и особенности ее сюжета. Значение исходной внутренне противоречивой ситуации, дающей импульс всему дальнейшему развитию сюжета. Перерастание этой ситуации в завязку, в кульминационно-катастрофические коллизии, связанные с качественными изменениями в межчеловеческих отношениях. Заключительные ситуации и развязывание отношений между героями, исчерпавшими свои силы и возможности в процессе преобразования исходной ситуации и разрешения лежащих в её основе противоречий. Тема 10. Перипетия и «узнавание» в драме. Перипетия как выражение сдвигов во взаимоотношениях действующих лиц, перемен в ситуациях и событиях, переломов в судьбах героев. Сюжет драмы и ключевая, структурообразующая функция эмоционально-нравственных, душевных и духовных перипетий как «испытаний», через которые проходит герой со своими стремлениями, целями, убеждениями, ценностными ориентациями. «Узнавание» как связанное с перипетией переживание и осмысление героем результатов своих акций и ответных реакций, эмоционально-духовное постижение героем общего хода действия всей драмы в целом через драматическое «узнавание». Разнообразие форм драматических перипетий - «узнаваний» - страданий героя, вызванных его действиями и ожиданиями, ведущих его к потрясающим переживаниям. Тема 11. Герой драмы. Природа его активности и характер. Структура характера героя и ее связь со структурой отношений и событий, образующих драматический сюжет. Стремление драмы показывать характер, ориентированный на доминирующие в нем побуждения и намерения, непосредственно связанные с сюжетом пьесы, ее коллизиями и конфликтом. Природа и формы проявления активности героя. Противоречивая природа целей и поступков героя, их закономерно неожиданный драматический ход и исход. Действующее лицо драмы как персонаж, тип, характер, личность. Типическое и индивидуальное в герое драмы. Историческое своеобразие характера героя в сменяющих друг друга типах драмы. Тема 12. Коллизии и конфликт в драме. Возникновение коллизии в противоречивой ситуации, требующей от героя решений и поступков, выбора линии поведения. Развитие конфликта как обобщающего противоречия в системе индивидуальных коллизий, порождаемых как активностью взаимодействующих лиц, так и определенным кругом обстоятельств. Идейно-художественная позиция драматурга, ее определяющая роль в процессе постижения им актуальных коллизий и образного воплощения волнующих его конфликтов. Тема 13. Драматургические жанры. Закрепление различных сторон и аспектов драматических отношений в определенных художественных структурах, специфических для драматургии способов видения и художественного претворения жизненных коллизий и конфликтов. Жанр и его связь со специфическим жизненным «материалом», с идейно-эстетической позицией драматурга. Рождение жанра конкретного произведения в процессе «подключения» художником своего творческого воображения к традиции и использования накопленных ею возможностей. Историческое развитие жанровых систем драматургии. Трагедия. Преломление и развитие в трагедии важных жизненных противоречий, выявляющих непримиримое столкновение героя с системой возникающих жизненных обстоятельств. Герой трагедии и его трагическая ошибка. Эволюция и исторические формы жанра трагедии. Проблема трагического в драматургии. Комедия. Комическое как проявление критического отношения к жизненным порокам. Природа комической ошибки, когда явно ничтожное принимается за очень важное. Типические черты в обрисовке комического героя. Драма. Возникновение драмы Исторически детерминированные жанровые формы. Смешенные жанры. Соединение трагических и комических черт в драматических структурах. Жанровые «ансамбли». Постижение и творческая интерпретация идейно-жанрового своеобразия пьесы - одно из важнейших условий ее полноценного сценического воплощения. Тема 14. Композиция драмы. Принципы композиции произведения драматургии, основанные на стремлении выявить динамику межчеловеческих отношений, претерпевающих содержательные сдвиги, повороты и перевороты. Решающие особенности строения драмы, связанные с ее ориентацией на изображение действия как процесса не однолинейного и эволюционного, но основанного на резких переходах персонажей из одного состояния в другое и столь же резких переходах одних ситуаций в новые. Виды и типы композиций. Тема 15. Словесные средства драмы. Вербальные и невербальные способы выражения диалогических отношений в драме и на сцене. Монолог. Его структура, объем и исторические формы. Диалог. Его виды, ритм и композиция. Ремарка. Её характер и роль в драме. Возможности и значение комментария хода событий в драме и присутствие авторского голоса в действии.
|