КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 5. История учений о драме.Тема 26. Аристотель о драме. Система понятий и структура «Поэтики» Аристотеля. Определение трагедии. Аристотель о фабуле, завязке и развязке, о переходе от завязки к развязке, о «начале, середине и конце», о единстве места, времени и действия, о композиции, о характере героя, перипетии, узнавании, сопереживании и катарсисе. Значение теории Аристотеля в ходе развития учений о драме. Тема 27. Классицисты о драме (Н. Буало). Просветители о драме (Г.Э. Лессинг, Д. Дидро).Вопросы строения пьесы в теории драмы Дидро; истолкование им соотношения между сюжетом и интригой; между "фоном" и "основными" фигурами; между "диалогом" и "пантомимой" и т.д.Ф. Шиллер и И.-В. Гете о драме. Вопрос "о причинах удовольствия, доставляемого трагическими предметами" (Шиллер) и различные его решения. I. Наслаждение возможно, поскольку зритель знает, что перед ним не реальное, не подлинное человеческое страдание, а всего лишь "подражание", "иллюзия". 2. Зритель имеет возможность наслаждаться благодаря тому, что несчастья происходят не с ним, а с другими людьми. Односторонность этих и им подобных объяснений, обходящих наиболее существенные моменты в истоках зрительской реакции. Тема 28. Романтическая теория драмы (Л. Тик, В. Гюго). Г. Гегель о драме. Гегель и его понимание строения драмы, основанное на выдвинутом им принципе конфликта как столкновения содержательных, но односторонних сил. Гегелевское представление о драматическом процессе как "постоянном движении вперед к конечной катастрофе". Трехчастное строение, отвечающее, с точки зрения Гегеля, сути действия в драме: I) обнаружение коллизии, 2) ее конфликтное усложнение, 3) предельное обострение и разрешение противоречий а катастрофе. Толкование Гегелем катастрофы как момента, в котором выявляется противоречивость позиции героя, сталкивающегося с неожиданными и необратимыми результатами своих действий, с торжеством общей идеи над субъективными стремлениями. Тема 29. В.Г. Белинский о драме. Развитие учений о драме в России. Тема 30. Натуралисты о драме (Э. Золя). «Нормативная» теории драмы.(Г. Фрейтаг и истолкование им «техники драмы»). "Нормативные" теории драмы и проблемы композиции в Х1Х-ХХ вв. Г. Фрейтаг и истолкование им "Техники драмы" (1863). Трактовка драматического действия как борьбы и столкновения воль - теоретический источник композиционной схемы Фрейтага. Членение им драматической структуры на обязательно следующие друг за другом экспозицию, завязку действия, его развитие, кульминацию, спад, последнее напряжение, перерастающее в катастрофу. Выдвижение Фрейтагом кульминации как момента наивысшего обострения драматической борьбы, определяющего весь ее дальнейший ход, - одно из его реальных достижений. Упрощенное понимание катастрофы как непременной гибели героя; трактовка экспозиции как отдельной предварительной фазы действия; другие нормативные положения Фрейтага, опровергаемые опытом мировой драмы. Тридцать шесть драматических сюжетов и ситуаций Ж. Польти (1895) Тема 31. Идеи «Новой драмы». Б. Шоу против «хорошо сделанной пьесы». Л.Н. Андреев о драме. Тема 32. Б. Брехт о драме. Интеллектуалисты о драме (Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.). Абсурдисты о драме (С. Беккет, Э. Ионеско и др.). М. Эслин «Театр абсурда». Тема 33. Структуралистский и семиотический подходы. Семиотика драмы и театра (К. Элам, Э. Аштон, Д. Савона, М. Карлсон). Тема 34. Современные тенденции в теории драмы. Анализ действия и его структуры (С.В. Владимиров, Б.О. Костелянец, Ю.М. Барбой, А. Котте). Взаимодействие литературного и сценического текстов (В.А. Сахновский-Панкеев, В.Е. Хализев, М. Пфистер); Взаимодействие драмы и перформанса (Р. Шехнер, В. Турнер, А. Боал, М. Карлсон); Постмодеристская концепция (У. Эко, Д. Кеннеди, Т. Постлвейт); «Постдраматическая теория» (Х.-Т. Леман).
|