Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Упражнения по первоисточникам. «В начале было Слово». С первых строк




 

3.1. Гёте И. В. Фауст / Гёте И. В. // Собр. соч. : в 10 т. – М., 1976. – Т. 2. – С. 47.

«В начале было Слово». С первых строк

Загадка. Так ли понял я намек?

Ведь я так высоко не ставлю слова,

Чтоб думать, что оно всему основа.

«В начале Мысль была». Вот перевод.

Он ближе этот стих передает.

Подумаю, однако, чтобы сразу

Не погубить работы первой фразой.

Могли ли мысль в созданье жизнь вдохнуть?

«Была в начале Сила». Вот в чем суть,

Но после небольшого колебанья

Я отклоняю это толкованье.

Я был опять, как вижу, с толку сбит:

«В начале было Дело» – стих гласит.

? Чем, по Вашему мнению, объясняется выбор авторской позиции?

 

3.2. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм / Ленин В. И. // Полн. собр. соч. – М., 1968. – Т. 18. – С. 102 – 103.

О трех гносеологических выводах теории отражения.

«1. Существуют вещи независимо от нашего сознания, независимо от нашего ощущения, вне нас…

2. Решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет и быть не может. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еще не познано…

3. В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т. е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным».

? Почему ленинская теория отражения имеет общенаучный и философский статус?

 

3.3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / Маркс К. // Избр. соч. : в 9 т. – М., 1985. – Т. 2. – С. 20, 27.

«…Сознание [das Bewuβtsein] никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием [das bewuβte Sein], а бытие людей есть реальный процесс их жизни…

…На «духе» с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков – словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми… Сознание, следовательно, уже с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».

? На каких принципах основывается вывод об общественном происхождении сознания?

 

3.4. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / Тейяр де Шарден, П. – М., 1987. – С. 179, 184.

«Скажем еще раз: «Чтобы мыслить, надо есть». Но какие различные мысли рождает в разных головах один и тот же ломоть хлеба? Подобно буквам алфавита, из которых можно сложить и бессвязную нелепицу и никогда ранее не слыханную поэму, одни и те же калории, видимо, столь же нейтральны к духовным ценностям, которые они питают, как и необходимы им… Сознание уникально среди других сил универсума, оно – такая величина, которая не допускает, даже противоречит предположению, будто оно может достичь потолка или повернуть назад…

Человек не центр универсума, как мы наивно полагали, а, что много прекрасней, уходящая ввысь вершина великого биологического синтеза. Человек, и только он один, – последний по времени возникновения, самый свежий, самый сложный, самый радужный, многоцветный из последовательных пластов жизни».

? В чем отличие данной позиции от антропоцентристской позиции эпохи Возрождения?

 

3.5. Юнг, К. Г. Коллективное бессознательное / Юнг К. Г. // Хрестоматия по философии. – М., 1997. – С. 300 – 303.

«Гипотеза о существовании коллективного бессознательного принадлежит к числу тех научных идей, которые поначалу остаются чуждыми публике, но затем быстро превращаются в хорошо ей известные и даже популярные. Примерно то же самое произошло и с более емким и широким понятием «бессознательного».

При этом на первых порах понятие «бессознательного» использовалось для обозначения только таких состояний, которые характеризуются наличием вытесненных или забытых содержаний… Конечно, поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным. Мы называем его личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и приобретаемом уже не из личного опыта. Этот врожденный более глубокий слой и является так называемым коллективным бессознательным. Я выбрал термин «коллективное», поскольку речь идет о бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщую природу. Это означает, что оно включает в себя, в противоположность личностной душе, содержания и образы поведения, которые … являются повсюду и у всех индивидов одними и теми же. Другими словами, коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным.

Содержаниями коллективного бессознательного являются так называемые архетипы… Бессознательное как совокупность архетипов является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь.

Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, наоборот, является эфемерным явлением, осуществляет все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, которые все это регулируют, – архетипы. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам. Особенно это касается религиозных представлений. Но центральные научные, философские и моральные понятия не являются здесь исключениями. Их можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою нынешнюю форму в результате использования сознания, ибо функция сознания заключается не только в том, чтобы воспринимать и узнавать через ворота разума мир внешнего, но и в том, чтобы творчески переводить мир внутреннего во внешнее».

? Что нового вносит в содержание понятия «бессознательное» идея коллективности?

Контроль знаний

 

1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):

 

1. Что такое сознание?

2. Каковы функции сознания?

3. Как представляли сознание в классической философии?

4. Как изменился взгляд на сознание в постклассической философии?

5. В чем особенность диалектико-материалистической трактовки сознания?

6. Как связаны сознание и отражение?

7. Как связаны сознание и мозг? В чем смысл психофизиологической проблемы?

8. Как соотносятся понятия «психика» и «сознание»?

9. В чем отличие психики человека от психики животных?

10. Как и почему возникает сознание?

11. Что такое самосознание?

12. Как связаны мышление и язык?

13. Чем различаются материальные и идеальные феномены?

14. В чем заключается проблема искусственного интеллекта?

15. Как соотносятся индивидуальное и общественное сознание?

16. Какова структура общественного сознания?

17. В чем выражается творческий характер сознания?

 

2. Тесты (второй уровень самоконтроля)

 

2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:

 

Термин Определение
1. Отражение 1*. Осознавание своего «Я» как противостоящего окружающему миру
2. Психика 2*. Знаковая информационная система, предназначенная для получения, обработки, хранения и передачи информации
3. Сознание 3*. Совокупность психических явлений, возникающих без участия сознания и не контролируемых им
4. Идеальное 4*. Преобладающее наличие в сознании личности высокозначимых социальных ценностей (научных, религиозных, этических, политических и др.)
5. Телесность 5*. Отражение разнообразия реального мира в форме передачи, преобразования и хранения образов, символов, знаков и их отношений, уменьшающих неопределенность у реципиента; «мера организованности, определенности действительности»
6. Духовность 6*. Исторически и культурно обусловленный внутренний мир человека, свойство высокоорганизованной материи (человеческого мозга), являющееся активной формой отражения субъектом реальности
7. Мышление 7*. Вопрос об отношении психических явлений к физическим, в узком смысле – о взаимосвязи психики и мозга (физиологических процессов)
8. Самосознание 8*. «Идеальное – есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (К. Маркс); форма представления объекта в сознании и деятельности человека
9. Бессознательное 9*. Способность материальных тел воспроизводить в процессе взаимодействия с другими объектами их структуру, свойства и особенности
10. Рефлексия 10*. Способность человеческого сознания и определяемая им конструктивная деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей
11. Психофизиологическая проблема 11*. Субъективно-личностное, ценностно-мотивированное отражение действительности в знаниевых формах
12. Язык 12*. «Пространственная» и в целом физическая определенность субъекта, материальное (природное и социокультурное) основание человеческого бытия, не поддающаяся жестокому контролю воли и разума
13. Информация 13*. Высшая форма отражения человеком явлений окружающей действительности в образах и абстрактно-логических формах (понятиях, суждениях, умозаключениях)
14. Коммуникация 14*. «Способность» технических или программных систем моделировать деятельность человеческого мозга, в первую очередь логико-аналитическую деятельность, алгоритмический способ решения задач
15. Поведение 15*. Процесс развития индивидуального организма
16. Деятельность 16*. Самопознание человеком самого себя, осмысление своих ощущений, переживаний, мыслей; мышление о своем собственном мышлении, знание своего знания
17. Творчество 17*. Процесс, реализующий смысловой аспект взаимодействия.
18. Индивидуальное создание 18*. Высшая форма отражения реальности, субъективный образ объективного мира, основа и способ социальной регуляции человеческой деятельности
19. Общественное сознание 19*. Присущая человеку природная структура сознания, состоящая в способности к рациональному мышлению и познанию в форме знаний природных и социальных феноменов
20. Естественный интеллект 20*. Совокупность научных, политических, правовых, религиозных, философских, этических, эстетических и др. идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, традиций, присущих сообществу людей в целом
21. Искусственный интеллект 21*. Взаимодействие живых существ с окружающей средой, опосредованное их двигательной, психической и интеллектуально-психической активностью
22. Онтогенез 22*. Взаимодействие человека и мира, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя

 

2.2. Закончите определения:

 

Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, высшая форма ….

Существенными свойствами сознания являются: вторичность, идеальность, ….

«Психика является … не всякой, а особым образом организованной … – свойством …» (В. И. Ленин).

 

Вопросы для дискуссии

1. Что такое самосознание?

2. Может ли машина мыслить?

 

► Подумайте о смысле изречений:

ü «Между одним человеком и другим разница иногда больше, чем между человеком и животным» (М. Монтень).

ü «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (В. И. Ленин)

ü «Разумеется, животное знает. Но, безусловно, оно не знает о своем знании…» (П. Тейяр де Шарден).

Дополнительная литература к теме:

1. Грюнбаум, А. Отживает ли фрейдистский психоанализ свой век? / А. Грюнбаум // Вопросы философии. – 2006. – №1.

2. Ильенков, Э. В. Диалектика идеального / Э. В. Ильенков // Философия и культура. – М., 1991.

3. Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм : Критич. заметки об одной реакционной философии / В. И. Ленин. – М., 1984.

4. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. – М., 1977.

5. Михайлов А. И. Современное философское мышление и проблема сознания / А. И. Михайлов // Философские науки. – 2003. – №3.

6. Проблема сознания в современной западной философии / под ред. Т. А. Кузьминой. – М., 1989.

7. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. – М., 1972.

8. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1990.

9. Энгельс, Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / Ф. Энгельс. – М., 1986.

10. Юнг, К. Коллективное бессознательное / К. Юнг. – М., 1995.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты