КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Упражнения по первоисточникам. 3.1. Кузанский, Н. Сочинения : в 2 т
3.1. Кузанский, Н. Сочинения : в 2 т. / Н. Кузанский. – М., 1979. – Т. 1. – С. 259 – 261. «В самом деле, человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек; он человеческий Бог (humanus dues). Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он – микрокосм, или человеческий мир. Область человечности охватывает, таким образом, своей человеческой потенцией Бога и весь мир. Человек может быть человеческим Богом; а в качестве Бога он по-человечески может быть человеческим ангелом, человеческим зверем, человеческим львом, или медведем, или чем угодно другим: внутри человеческой потенции есть по-своему все. …Человечность есть человечески определенным образом единство, оно же и бесконечность». ? Каковы особенности трактовки человека в эпоху Возрождения? 3.2. Гоббс, Т. Человеческая природа / Т. Гоббс // Избр. пр. : в 2 т. – М., 1964. – Т. 1. – С. 442. «Природа человека есть сумма его природных способностей и сил, таких как способность питаться, двигаться, размножаться, чувство, разум и т. д. Эти способности мы единодушно называем природными, и они содержатся в определении человека как одаренного разумом животного». ? С позиций какого подхода в данном случае определяется человек?
3.3. Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль // Размышления и афоризмы французских моралистов ХVI–XVIII веков. – Л., 1987. – С. 233, 266. «Человек, несомненно, сотворен для того, чтобы думать: в этом и главное его достоинство, и главное дело жизни, а главный долг в том, чтобы думать пристойно. И начать ему следует с размышлений о себе самом, о своем создателе и о своем конце. Но о чем думают люди? Вовсе не об этом, а о том, чтобы поплясать, побряцать на лютне, спеть песню, сочинить стихи, поиграть в кольцо и т. д., повоевать, добиться королевского престола, и ни на минуту не задумываться над тем, что это такое: быть королем, быть человеком… Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает». ? В чем заключается субстанциальное начало человека, по Б. Паскалю? Согласны ли Вы с его мнением?
3.4. Фейербах, Л. Сущность христианства / Л. Фейербах // Мир философии. Книга для чтения : в 2 ч. – М., 1991. – Ч. 2. – С. 34. «Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – любовь. … В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека как такового и цель его существования». ? С каких философских позиций характеризует сущность человека Л. Фейербах?
3.5. Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч. : в 90 т. / Л. Н. Толстой. – М., 1950. – Т. 35. – С. 161. «Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и всегда делал по отношению бесконечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрирование, т. е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое». ? О каких уровнях бытия человека здесь говорится?
3.6. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Избр. пр. : в 3 т. – М., 1983. – Т. 1. – С. 3. «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». ? Можно ли данную трактовку человека отнести к социологизаторскому подходу? 3.7. Аврелий, М. / Философская афористика / М. Аврелий. – М., 1996. – С. 232. «Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновенье может оказаться для тебя последним. Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно равны и потери… Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог отнять у меня то, чего я не имею? Но что же может вывести на путь? Ничего, кроме философии». ? Согласны ли Вы с подобным определением жизни человека и предназначением философии?
1. Контрольные вопросы для самопроверки(первый уровень самоконтроля):
1. Что изучает философская антропология? 2. Чем философский подход отличается от научного анализа человека? 3. Каковы основные подходы к изучению природы и сущности человека в философии? 4. Каково соотношение понятий «человек» и «личность», «индивид» и «индивидуальность»? 5. Каковы механизмы становления и развития личности? 6. Каковы круги бытия человека? 7. Каково соотношение понятий «сущность» и «существование» человека? 8. Какие исторические формы гуманизма вам известны? 9. Какую роль играет деятельность в жизни человека? 10. Что понимается под социализацией? 11. Какую роль играет социальная коммуникация в становлении личности? 12. В чем заключается вопрос о смысле жизни? 13. Как соотносятся свобода и ответственность? 14. В чем выражается диалектика жизни и смерти? 15. Возможно ли бессмертие? И если да, то в каких формах? 16. Как вы понимаете феномен отчуждения? 17. Как определяется понятие «цвишенизм»?
2. Тесты (второй уровень самоконтроля):
2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:
2.2. Закончите определения:
«Сущность человека не есть абстракт, присущий …. В своей действительности она есть совокупность всех …» (К. Маркс). К гоминидной триаде относятся: прямохождение, … и …. «Человек – это космо- … … …существо» . «Человек – всего лишь тростник, но он – тростник …» (Б. Паскаль). «Человек есть некоторым образом … » (Ф. Аквинский).
1. Какие из качеств человека являются определяющими? 2. В чем заключается смысл человеческого существования? 3. Как соотносятся свобода и ответственность в современном мире? 4. Совместим ли гуманизм со смертной казнью?
► Подумайте о смысле изречений: ü «Разгадка бытия для человека скрыта в человеке» (Н. Бердяев). ü «Человек есть мера всех вещей…» (Протагор). ü «Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает» (К. Маркс, Ф. Энгельс).
Дополнительная литература к теме: 1. Антропология : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко [и др.]. – М., 2008. 2. Адуло, Т. И. Человек в условиях социальных трансформаций : философско-антропологический анализ / Т. И. Адуло, О. А. Павловская. – Минск, 2006. 3. Евлампиев, И. И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека / И. И. Евлампиев // Вопросы философии. – 2002. – №2. 4. Ильенков, Э. В. Что такое личность? / Э. В. Ильенков // Философия и культура. – М., 1991. 5. Князева, Е. Н. Антропный принцип в синергетике / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. – 1997. – №3. 6. Марков, Б. В. Философская антропология / Б. В. Марков. – СПб., 2008. 7. Проблема человека в западной философии. – М., 1988. 8. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987. 9. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – Минск, 1994. 10. Харин, Ю. А. Сапиенсы, цвишенсы, люди / Ю. А. Харин // Чалавек. Грамадства. Свет. – 1998. – №2. 11. Человек. Культура. Синергия / под ред. Ю. А. Харина. – Минск, 2000. 12. Человек : Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / П. С. Гуревич [и др.]; сост. П. С. Гуревич. – М., 1995. 13. Франкл, В. Человек в поисках смысла / под общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. – М., 1990.
|