Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДИАЛЕКТИКИ




Историческая форма диалектики Представители Основные идеи
1. Наивная диалектика древних; Фалес, Гераклит, Зенон Высказывает диалектические по сути идеи о текучести всего сущего (Гераклит: «Все течет, все меняется»), его противоречивости (Гераклит: «Борьба есть отец и царь всего»), соотношении единого и многого, случайного и необходимого, бытия и небытия
2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии; Г. В. Ф. Гегель Ведущим началом развития признает принцип противоречия, стремится найти и указать проходящую через все сферы действительности нить восходящего раз­вития, формулирует основные законы диалектики. Но как объектив­ный идеалист видит основу диалектики исключи­тельно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга мира
3. Материалистическая диалектика марксизма. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин Вскрыв под мистической оболочкой саморазви­тия гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно, К. Маркс и Ф. Энгельс выработали материалистическое понимание диалектики. Суть нового понимания диалектики Ф. Энгельс выразил так: «Диалектика головы – только отражение форм движе­ния реального мира как природы, так и истории». Она отныне предстает как «наука о всеобщей связи», «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления»

 

Элементы диалектики

элементы диалектики Принципы диалектики Принцип всеобщей взаимосвязи
Принцип развития
Законы диалектики Закон единства и борьбы противоположностей. Категории: тождество, различие, противоположность, противоречие
Закон взаимного перехода количественных и качественных определенностей. Категории: качество, количество, мера, скачок
Закон отрицания отрицания. Категории: деструкция, снятие, трансформация, поступательность, преемственность, отрицание, отрицание отрицания
Категории диалектики Сущность и явление, необходимость и случайность, система, структура и элемент, причина и следствие, возможность и действительность

Учебная литература

2.1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль III, тема 3.1.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа : http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.

«Термин диалектика впервые приме­нил древнегреческий мыслитель Сократ. Он именовал свой метод нахождения истины в диалогепутем столкно­вения противоположных суждений и обнаружения проти­воречий в мышлении «диалектикой». …

У ученика Сократа Платона диалектика выступает уже не только в качестве метода отыскания истины, но оз­начает одновременно и учение о мире истинного бытиякак сферы вечных и неизменных идей. В отличие от Пла­тона Аристотель полагал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. …

В сферу логики, как и Аристотель, включали также диалектику стоики Зенон, Хрисипп и др. Философская школа стоицизма (конец IV в. до н. э. – II в. н. э.) различа­ла в логике риторику («науку хорошо говорить при помо­щи связных рассуждений») и диалектику («науку правиль­но спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов»).

Истолкование всех предметов только «через логиче­ское рассмотрение», т. е. вне эмпирического их анализа в чувственном опыте, было особо свойственно схоластиче­ской философии средневековья. В те времена диалектика преимущественно трактовалась, как умение логически изо­щренно рассуждать в спорах. Философ П. Абеляр учил, что знание – истина, а диалектика – искусство для различения истины и лжи. Поскольку предметы дискуссий были, как правило, весьма абстрактными и отдаленными от жизни, то нередко впоследствии для мыслителей Нового времени (Ф. Бэкона, Р. Декарта и др.) диалектика отожествлялась со схоластической философией вообще. Тем не менее, они ценили диалектику как искусство гибкого оперирования понятиями, позволяющее обращать против оппонента его собственные доводы.

Новый поворот в судьбе рассматриваемого термина связан с немецкой классической философией. Ее представи­тели – И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Гегель, Л. Фейербах – широко пользовались выражением «диалектика», хотя и вкладывали в него различное содержание. Так, Кант счи­тал, что диалектика имеет лишь отрицательный результат, выступая как «логика видимости», поскольку порождаемые деятельностью разума противоречия (антиномии) свидетельствуют о его будто бы неспособности постичь истину.

Совсем иначе истолковывал диалектику Гегель. … Гегель рассматривал диалектику как одну из тех древних наук, «которая больше всего иг­норировалась в метафизике нового времени...» Здесь уместно еще раз вспомнить происхождение термина «метафизика». Греческий ученый Андроник, упорядочивая сочинения Аристотеля, вслед за его работами по физике поместил группу трактатов Стагирита по проблемам бытия и по­знания. Именно эти сочинения были названы метафи­зикой (т. е. «тем, что после физики»). Позднее термином «метафизика» стала обозначаться система философского учения о принципах и началах бытия. Произошла своеоб­разная метаморфоза в понятиях: то, что Платон называл в свое время диалектикой (учение о мире истинного бытия неизменных духовных сущностей), получило название метафизики. Поэтому Гегель, упрекая «метафизику нового времени» за игнорирование диалектики, относил свое за­мечание ко всей предшествующей ему философии. Но он сам в этом смысле оставался «метафизиком», размыш­ляющим о вековечных абстрактных первоначалах и про­блемах бытия и познания. И, тем не менее, с Гегеля уста­навливается традиция понимать диалектику как антипод метафизики. Дело в том, что Гегель предложил принци­пиально новый метод философского осмысления действи­тельности. Ведь как было ранее? Принципы, начала бытия представлялись мыслителями в виде неподвижных идей или неизменной субстанции. Связь противоположностей – в отличие от древних философов – не усматривалась. Развитие, по существу, отвергалось. Такому метафизическому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как «постижение противоположностей в их единстве»[4]. Но хотя Гегель считал, что «диалектика имеет силу во всех отдельных областях и об­разованиях природного и духовного мира», он, как объективный идеалист, оказался непоследовательным в трак­товке данного важного тезиса. В конечном счете, Гегель отказывал природе в саморазвитии. Он сконцентрировал силу своего теоретического анализа лишь на выявлении логики и диалектики саморефлексирующего мифического по своей сущности мирового разума.

Поэтому при рассмотрении диалектики в ее «рациональном» виде нельзя ограничиваться воззрениями Гегеля. Законы диалектики даны у него в мистической форме. Необходимо было освободить их от этой формы. Суть нового понимания диалектики Ф. Энгельс выразил так: «Диалектика головы – только отражение форм движе­ния реального мира как природы, так и истории»[5]. Тем самым становится необходимым различать: а) диалектику бытия (природа, общество, человек); б) теорию диалектики (бытия и познания); в) метод философского мышления (в противоположность метафизике)».

? О каких исторических типах диалектики идет речь в данном отрывке?

2.2. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – Изд. 2-е. – М.,1997. – С.402–403.

«Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой – следствием и предпосылкой универсального характера развития.

Исходной категорией детерминизма оказываются понятия связи и взаимодействия. Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей. В нем вещи оказываются теми факторами, через действие которых и реализуется отношение детерминации. Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи.

Однако содержание принципа детерминизма не исчерпывается этим. Философский детерминизм предполагает также определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, находящую свое выражение в учении о причинности, необходимости (в ее соотношении со случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении ряда других проблем».

? Как, с точки зрения авторов, взаимосвязаны понятия детерминации и детерминизма?

2.3. Философия: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. С. Степин [и др.] ; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – 3-е изд. – Минск, 2008. – С. 324 – 325, 328.

«Глобальный эволюционизм часто характеризуется как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших, прежде всего обоснование в биологии, а также в геологии, астрономии, химии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Это принципиальный аспект в понимании глобального эволюционизма, но он не исчерпывает содержания данного принципа. Необходимо учесть, что сам эволюционный подход в ХХ столетии прибрел новые черты, отличающие его от классического эволюционизма ХIХ в., который задавал, скорее, феноменологию развития, нежели системные характеристики развивающихся объектов. … Системный подход, развиваемый в биологии, рассматривает объекты не просто как системы, но как саморазвивающиеся системы. Формирование самоорганизующихся систем можно рассматривать в качестве особой стадии развивающегося объекта, своего рода «синхронный срез» некоторого этапа его эволюции. Что касается эволюции, то она может быть представлена как переход от одного типа самоорганизующейся системы к другой («диахронный срез»). Врезультате анализ эволюционных характеристик оказывается неразрывно связан с системным рассмотрением объекта.

Глобальный эволюционизм можно рассмотреть как соединение идеи эволюции с идеями системного подхода. В этом отношении универсальный эволюционизм не только распространяет идею развития на все сферы бытия (устанавливает универсальную связь между неживой, живой и социальной материей), но и преодолевает ограниченность феноменологического описания развития, связывая такое описание с идеями и методами системного анализа. Идеи глобального эволюционизма получили обоснование в современной науке и только после этого они стали рассматриваться в качестве базисного принципа современной научной картины мира.

…Синергетика как теория самоорганизации выявляла существенные закономерности развития мира. Рассмотрение всех объектов как самоорганизующихся систем, обладающих открытостью, нелинейностью, неравновесностью, создавало научно обоснованную возможность преодолеть разрыв между представлениями о живой и неживой природе. Идеи синергетики приобретали важное мировоззренческое и методологическое значение… Если до синергетики не было концепции, относящейся к классу не философских, а научных теорий, которая позволяла бы свести в единое целое результаты, полученные в различных областях знания, то с ее возникновением появились принципиально новые условия формирования целостной общенаучной картины мира».

? Каким образом соотносятся, по мнению авторов, синергетика, глобальный эволюционизм и диалектика?


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты