КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема №11 Проблема человека в философии и науке(2 часа) Ключевые понятия: философская антропология, человек, антропогенез, антропный принцип, индивид, индивидуальность, личность, тело, душа, дух, духовность, деятельность, социализация, коммуникация, сущность, существование, свобода, смысл жизни, жизнь, смерть, бессмертие, отчуждение, гуманизм, цвишенизм.
1. Человек как предмет философского анализа. Основные концепции человека в классической и постклассической философии. 2. Проблема антропогенеза в философии и науке. 3. Проблема биосоциальной природы человека: индивид, индивидуальность, личность. Круги человеческого бытия. 4. Социокультурные модусы человеческого бытия. 5. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности: сущность и существование, свобода и ответственность, смысл жизни, проблема смерти.
Используя рекомендуемую литературу, а также предлагаемые в теме учебные материалы (таблицы, схемы, определения, поясняющие отрывки, фрагменты первоисточников и др.), Вам необходимо: 1. В первом вопросе – показать отличие научного подхода к человеку от философского, рассматривающего человека в единстве его фундаментальных составляющих (тело, душа и дух), образующих, в свою очередь, многообразие форм бытия человека – природного, социального, духовного; оценивая место философской антропологии в структуре философского знания, следует охарактеризовать различные трактовки природы и сущности человека в классической и постклассической философии (натурализаторская, религиозная, социологизаторская, экзистенциалистская, психоаналитическая и др.). 2. Во втором вопросе – раскрыть смысл проблемы антропогенеза и аргументацию различных концепций науки и философии, дающих ответ на вопрос о сущности и происхождении человека: креационистской, эволюционной, игровой, трудовой, психоаналитической, семиотической. 3. В третьем вопросе – обосновать тезис о биосоциальной природе человека, предстающего одновременно в различных ипостасях (индивид, индивидуальность, личность) и его духовном предназначении как космобиопсихосоциодуховного существа (круги человеческого бытия); привести примеры различных типологий личности и пояснить, на основе каких критериев и принципов они строятся. 4. В четвертом вопросе – рассмотреть основные социокультурные модусы человеческого бытия: деятельность как сущностную характеристику человека, социализацию как процесс становления личности и усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей культуры, коммуникацию и образование как формы включения в сложный мир социальных ролей и др. 5. В пятом вопросе – определить, в каких формах проявляется человеческая субъективность и каковы ее экзистенциальные характеристики; характеризуя субъективность как сложный и противоречивый внутренний мир человека, необходимо остановиться на анализе ряда проблем, связанных с фундаментальными характеристиками человеческого существования: проблеме сущности и существования, индивидуального и общественного, свободы и ответственности, смысла жизни, телесного и духовного, смерти и бессмертия и др.
1. Проблема происхождения человека: антиномия креационизма и эволюционизма. 2. Образ человека в восточной и западной философии. 3. Социобиология как синтетическая концепция человека (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен). 4. Концепция «человека массы» Х. Ортега-и-Гассета. 5. Концепция сверхчеловека Ф. Ницше. 6. Концепция человека Э. Фромма. 7. Деятельность как сущностная характеристика человека. 8. Философские проблемы человеческого существования. 9. Гуманизм и его формы. 10. «Цвишенизм» (Ю. А. Харин) как проблема существования человека.
|