Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Упражнения по первоисточникам. 3.1. Парменид. О природе // Антология мировой философии




 

3.1. Парменид. О природе // Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969. – Т. 1. – С. 295.

«VII 1. Не доказать никогда, что небытие неизбежно.

Не допускай свою мысль к такому пути изысканья.

IV 7. Небытия ни познать… не сможешь,

Ни в слове выразить.

VIII 15. Быть или вовсе не быть – вот здесь

разрешенье вопроса.

IV 3. Есть бытие, а небытия вовсе нету;

Здесь достоверности путь, и к истине он приближает.

V 1. Одно и то же есть мысль и бытие.

VI 1. Слово и мысль бытием должны быть.

VIII 34. Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.

Ибо ведь без бытия, в котором ее выражение,

Мысли тебе не найти.

VIII 3. Не возникает оно, [бытие], и не подчиняется смерти.

Цельное все, без конца, не движется и однородно.

Не было в прошлом оно, не будет, но все – в настоящем.

Без перерыва, одно. Ему ли разыщешь начало?

Как и откуда расти?

И неделимо оно, ведь все оно сплошь однородно».

? Сталкиваетесь ли вы в учебе с парменидовским мышлением-бытием?

 

3.2. Демокрит. Фрагменты // Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969. – Т. 1. – С. 330.

«[Лишь] в общем мнении существует цвет, в мнении – сладкое, в мнении – горькое, в действительности же [существуют только] атомы и пустота».

? В чем сущность атомистической концепции Демокрита?

 

3.3. Платон. Парменид / Платон // Сочинения в 3 т. – М., 1970. – Т. 2. – С. 413.

«Идеи существуют сами по себе и лишь к самим себе относятся …».

? Почему Платон – объективный идеалист?

3.4. Husserl, E. Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge // Husserliana. Bd. 1. – Den Haag, 1950. – S. 133.

«Сколько явления, столько и бытия (Soviel Schein, soviel Sein)».

? Нужна ли наука, если явление и бытие тождественны?

 

3.5. Кузанский, Н. Об ученом незнании / Н. Кузанский // Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 69 – 70.

«Человеческая природа … стягивает в себе всю Вселенную: она есть микрокосм, малый мир, как называли ее с полным основанием древние … Человеческая природа есть вписанный в круг многоугольник, а круг – божественная природа».

? Как выражена Н. Кузанским идея безграничности человеческих возможностей?

 

3.6. Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений : в 55 т. – М., 1963. – Т. 18. – С. 131, 245 – 246.

«Махисты презрительно пожимают плечами по поводу «устарелых» взглядов «догматиков» – материалистов, которые держатся за опровергнутое будто бы «новейшей наукой» и «новейшим позитивизмом» понятие материи. О новых теориях физики, касающихся строения материи, речь будет у нас особо. Но совершенно непозволительно смешивать, как это делают махисты, учение о том или ином строении материи с гносеологической категорией, – смешивать вопрос о новых свойствах новых видов материи (например, электронов) с старым вопросом теории познания, вопросом об источниках нашего знания, о существовании объективной истины и т. п. Мах «открыл элементы мира»: красное, зеленое, твердое, мягкое, громкое, длинное и т. п., говорят нам. Мы спрашиваем: дана ли человеку, когда он видит красное, ощущает твердое и т. п., объективная реальность или нет? Этот старый, престарелый философский вопрос запутан Махом. Если не дана, то вы неизбежно скатываетесь вместе с Махом в субъективизм и агностицизм, в заслуженные вами объятия имманентов, т.е. философских Меньшиковых. Если дана, то нужно философское понятие для этой объективной реальности, и это понятие давно, очень давно выработано, это понятие и есть материя. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Поэтому говорить о том, что такое понятие может «устареть», есть младенческий лепет, есть бессмысленное повторение доводов модной реакционной философии. Могла ли устареть за две тысячи лет развития философии борьба идеализма и материализма? Тенденций или линий Платона и Демокрита в философии? Борьба религии и науки? Отрицания объективной истины и признания ее? Борьба сторонников сверхчувственного знания с противниками его? ...

… единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.

Ошибка махизма вообще и махистской новой физики состоит в том, что игнорируется эта основа философского материализма и различие материализма метафизического от материализма диалектического. Признание каких-либо неизменных элементов, «неизменной сущности вещей» и т. п. не есть материализм, а есть метафизический, т. е. антидиалектический материализм. …

Понятие материи не означает гносеологически ничего иного, кроме как: объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им».

? В чем специфика диалектико-материалистического понимания материи?

 

3.7.Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс // К. Маркс, Ф. Энгельс / Соч. : в 50 т. – М., 1961. – Т. 20. – С. 560 – 561.

«Неуничтожимость движения выражена в положении Декарта, что во вселенной сохраняется всегда одно и то же количество движения. Естествоиспытатели, говоря о «неуничтожимости силы», выражают эту мысль несовершенным образом. Чисто количественное выражение Декарта тоже недостаточно: движение как таковое, как существенное проявление, как форма существования материи неуничтожимо, как и сама материя, – эта формулировка включает в себя количественную сторону дела. Значит, и здесь естествоиспытатель через двести лет подтвердил философа».

? Как выражается неуничтожимость движения у философов и естествоиспытателей?

 

3.8. Августин, А. Исповедь / А. Августин. – М., 1992. – С. 333.

«Что же такое время? Кто смог бы объяснить это просто и кратко? Кто смог бы постичь мысленно, чтобы ясно об этом рассказать? О чем, однако, упоминаем мы в разговоре, как о совсем привычном и знакомом, как не о времени? И когда мы говорим о нем, мы, конечно, понимаем, что это такое, и когда о нем говорит кто-то другой, мы тоже понимаем его слова. Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю. Настаиваю, однако, на том, что твердо знаю: если бы ничто не проходило, не было бы прошлого времени; если бы ничто не приходило, не было бы будущего времени; если бы ничего не было, не было бы и настоящего времени. А как могут быть эти два времени, прошлое и будущее, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет? И если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность; настоящее оказывается временем только потому, что оно уходит в прошлое. Как же мы говорим, что оно есть, если причина его возникновения в том, что его не будет! Разве мы ошибемся, сказав, что время существует только потому, что оно стремится исчезнуть?

Совершенно ясно теперь одно: ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен: прошедшего, настоящего и будущего. Правильнее было бы, пожалуй, говорить так: есть три времени – настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего – это память; настоящее настоящего – его непосредственное созерцание; настоящее будущего – его ожидание».

? К какому выводу о природе времени приходит Августин?

 

3.9. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч. : в 6 т. – М. 1964. – Т. 3. – С. 139, 142.

«Время есть лишь субъективное условие нашего (человеческого) созерцания (которое всегда имеет чувственный характер, т. е. поскольку мы подвергаемся воздействию предметов) и само по себе, вне субъекта, есть ничто… Пространство охватывает все вещи, которые являются нам внешне, но мы не можем утверждать, что оно охватывает все вещи сами по себе независимо от того, созерцаются ли они или нет, а также независимо от того, каким субъектом они созерцаются… Пространство и время, вместе взятые, суть чистые формы всякого чувственного созерцания, и именно благодаря этому возможны априорные синтетические положения. Однако эти источники априорного познания как раз благодаря этому обстоятельству (благодаря тому, что они лишь условия чувственности) определяют свои границы, а именно касаются предметов, лишь поскольку они рассматриваются как явления, а не показывают вещей в себе».

? Как определяет Кант пространство и время с позиции априоризма?

 

3.10. Сорокин, П. Социальная и культурная мобильность / П. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М., 1992. – С. 300.

«Эвклидово геометрическое пространство – трехмерное. Социальное же пространство – многомерное, поскольку существует более трех вариантов группировки людей по социальным признакам, которые не совпадают друг с другом (группирование населения по принадлежности к государству, религии, национальности, профессии, экономическому статусу, политическим партиям, происхождению, полу, возрасту и т.п.) Оси дифференциации населения по каждой из этих групп специфичны … и не совпадают друг с другом».

? В чем отличие социального пространства от пространства геометрического?

 

Контроль знаний

1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):

 

1. Что такое метафизика?

2. Что такое онтология?

3. Каковы основные категории онтологии?

4. В чем различие бытия актуального и бытия потенциального?

5. Как понималась материя в истории философии?

6. Почему материю нельзя сводить к веществу?

7. Каково современное понимание материи?

8. Что означают категории «система», «структура», «элемент»?

9. Каковы основные структурные уровни организации материального бытия?

10. В чем заключается динамическая организация бытия?

11. Как связаны понятия «движение», «изменение» и «развитие»?

12. В чем выражается механицизм и редукционизм в трактовке основных форм движения материи?

13. В чем выражается пространственно-временная организация бытия?

14. Чем различаются реальное, перцептуальное и концептуальное пространство и время?

15. В чем заключается специфика социально-исторического пространства и времени?

2. Тесты(второй уровень самоконтроля):

 

2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:

 

Термин Определение
1. Метафизика 1*.Различение в структуре бытия природного и социального бытия
2. Онтология 2*. Существующее независимо от сознания
3. Бытие 3*. Актуальное бытие, существующее в действительности
4. Существование 4*. Бытие, ограниченное определенным пространством и временем
5. Реальность 5*. Бытие возможное
6. Виды бытия 6*. То, что определяется сознанием субъекта
7. Уровни бытия 7*. Определение философии Аристотелем как учения о рациональном, умозрительном постижении первых начал и причин бытия и познания, синоним философии в целом
8. Формы бытия 8*. Методологическая установка, в соответствии с которой высшие формы движения материи должны быть сведены к низшим формам и полностью объяснены на основе действующих в них закономерностей
9. Объективное 9*. Различение в структуре бытия объективной и субъективной реальности
10. Субъективное 10*. Различение в структуре бытия актуального и потенциального бытия
11. Актуальное 11*. Важное, но не атрибутивное свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях
12. Потенциальное 12*. Всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность смены состояний вещей и явлений
13. Субстанция 13*. Односторонний метод познания, в основе которого признание механической формы движения единственно универсальной и объективной
14. Материя 14*. Принцип структурной организации многоуровневых систем, упорядочивающий взаимодействие между уровнями от высшего к низшему и наоборот
15. Атрибут 15*. Один из взаимосвязанных компонентов структуры сложных систем
16. Модус 16*. Объективная реальность
17. Пространство 17*. Учение о бытии
18. Время 18*. «Причина самой себя» (Б. Спиноза), предельное основание, которое позволяет свести мноногообразие к единому и постоянному
19. Движение 19*. То, что существует в настоящее время, реализованная возможность
20. Механицизм 20*. Реальность, существующая актуально и потенциально
21. Структура 21*. Совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность и единство
22. Иерархия 22*. Фундаментальное, неотъемлемое свойство
23. Элемент 23*. Всеобщая форма бытия материи, выражающая порядок сосуществования, протяженность и структурность вещей и явлений
24. Система 24*. Совокупность устойчивых связей и отношений между элементами системы, обеспечивающих ее целостность и внутреннюю форму организации
25. Редукционизм 25*. Всеобщий атрибут материи, способ ее существования, изменение вообще

 

2.2. Закончите определения:

 

Онтология – это учение о ... .

Материя – это объективная ... .

Движение – это всякое ... .

Механицизм – это учение о том, что вся реальность регулируется только ... .

Объективное – это то, что существует независимо от ... .

Субъективное – это то, что определяется ... .

 

Вопросы для дискуссии

1. Не подрывает ли определение материи через противопоставление ее сознанию материалистический постулат о том, что сознание – продукт порождения материи?

2. Справедливо ли утверждение, что социальное пространство n-мерно (и даже бесконечно мерно)?

3. Является ли виртуальная реальность разновидностью реальности субъективной?

 

► Подумайте о смысле изречений:

ü «Быть – значит общаться» (М. М. Бахтин).

ü «Существовать – значит действовать» (Сюнь-цзы).

 

Дополнительная литература к теме:

1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль 3, тема 3.1.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа : http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.

2. Губин, В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной философии / В. Д. Губин. – М., 1998.

3. Каган, М. С. Метаморфозы бытия и небытия / М. С. Каган // Вопросы философии. – 2001. – № 6.

4. Кучевский, В. Б. Анализ категории «материя» / В. Б. Кучевский. – М., 1983.

5. Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. : в 55 т. – М., 1963. – Т. 18.

6. Рейхенбах, Г. Философия пространства и времени / Г. Рейхенбах. – М., 1987.

7. Социокультурное пространство: структура и процессы. – М., 1996.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты