КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ-МИНИМУМ ПО ВСЕМУ КУРСУ"ФИЛОСОФИЯ" Абсолютная идея – основная категория в философии Гегеля, обозначающая духовное первоначало Мира, которое саморазвивается в трех ступенях: логика, природа, общество. Абсолютный дух – в философии Гегеля – завершающая ступень развития Абсолютной идеи в форме религии, искусства и философии. Агностицизм – учение, ограничивающее возможности познания; в своих крайних проявлениях, признающее невозможность познания мира. Представители: Д. Юм, И. Кант. Анамнезис - (припоминание) – в философии Платона - процесс познания, состоящий из воспоминаний души об идеях, которые она созерцала (познавала) до ее соединения с телом. Архе – в древнегреческой философии термин, означающий первоначало всех существующих вещей. Например, у Фалеса – вода, у Гераклита – огонь, у Демокрита – атомы. Атомизм (атомистическая философия) – учение о том, что все вещи состоят из атомов, которые существуют вечно и находятся в постоянном движении. См. философию Демокрита. «Вещь в себе» - по Канту, это закрытая для познания сущность мира, существующая независимо от познающего субъекта. Воля – способность человека преодолевать трудности при достижении цели; способность действовать, не отступая перед трудностями. Врожденные идеи – в философии Р. Декарта знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (например, математические и логические аксиомы, моральные ценности). В настоящее время существует тенденция рассматривать врожденные идеи как наследственно приобретенные. Гилозоизм - учение, утверждающее, что жизнь присуща материи, то есть все предметы материального мира являются одушевленными, способными ощущать, мыслить: «И камень чувствует». (Фалес, Дидро). Термин «гилозоизм» часто употребляется как синоним панпсихизма. Гносеология (от греч. - познание и учение) – а) учение о познании, б) философская теория, изучающая общие принципы, формы и методы человеческого познания. Термин «гносеология» часто употребляется как синоним эпистемологии. Диалектика – 1) в древней Греции - искусство спора, аргументации; 2) теория, согласно которой все в мире находится во взаимной связи и движении (см.: Гераклит, Гегель, марксизм) 3) метод познания, требующий изучать явления, предметы в развитии, взаимосвязи, противоречивости (см:. Сократ, Гегель, марксизм). Духовная жизнь общества – сфера общественной жизни, связанная с производством духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей. Идеализм – философское направление, признающее первоосновой мира идеальное, духовное начало: Бог, Дух, Мировая Воля, Абсолютная идея, человеческое мышление, ощущения. Материальное, телесное – это продукт или способ проявления идеального. Идеология – система идей, взглядов, выражающих интересы, идеалы, мировоззрение общества, социальной группы или класса. Изменение – термин, означающий переход из одного состояния в другое. Изменения бывают количественные и качественные, обратимые и необратимые. Индивид – отдельный человек как представитель какой-либо общности (народности, нации, социальной группы и т. д.), воплощающий характерные черты этой общности. Индивидуальность –конкретный человек, его особенные природные, социальные и психологические качества, которые отличают его от других. Интуиция – понимание, знание, приобретенное непосредственно, а не эмпирически, или путем размышлений. Иррационализм (от лат. - неразумный, бессознательный) – направление в философии, которое ограничивает или отрицает возможности разума в достижении истинного знания. Искусство – форма отражения действительности и выражения духовного мира художника, создателя произведения в художественных образах. Искусство выполняет в обществе следующие основные функции: коммуникативную, просветительскую, воспитательную, гедонистическую. Категорический императив– в философии Канта общезначимое предписание, правило нравственного поведения: каждый индивид должен поступать так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех. Личность - индивид, обладающий устойчивой системой социальных и психологических качеств, которые он приобрел в результате общения и деятельности. Майевтика (от греч. - повивальное искусство) – этим словом Сократ, в шутку, называл свой вопросно-ответный метод беседы, свою диалектику, подразумевая под этим, искусство извлекать из человека скрытое в нем правильное знание с помощью наводящих вопросов. Материализм – направление, признающее основой (первоначалом) всех вещей материю или материальное начало, а сознание – вторичным. Материя (первоначало) никем не сотворена, она существует вечно. Материя – понятие для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания; понятие противоположное сознанию, духу, идеальному. Метафизика (от греч. – то, что стоит за физическим, то есть природой) 1) так стали называть сочинения Аристотеля, в которых рассматривались проблемы, относящиеся к «первой философии», то есть рассуждений о богах, перводвигателе; 2) философия в целом, как ее понимали в эпоху Средневековья, то есть «умозрительное» не основанное на опыте и эксперименте изучение различных философских проблем; 3) метод познания противоположный диалектике: метафизика изучает явления мира в отдельности друг от друга и в статике, отрицая возможность качественного развития через противоречия. Метод – способ достижения цели, способ действий. Методология - а) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке, б) учение о философском методе познания. Мировоззрение – система знаний, убеждений, нравственных норм, идеалов, целей, ценностей, взглядов человека на мир на отношение человека к природе и друг другу, определяющих поведение людей, их отношение к миру и другим людям. Натурфилософия – философия природы. (Фалес, Гераклит, Демокрит). Наука – 1) единство исследовательской деятельности по производству (выработке) знания и систематизированного, проверенного, знания; 2) форма организации людей, занимающихся научной деятельностью, то есть «социальный институт». Общественная психология – совокупность взглядов, чувств, переживаний, настроений, привычек, обычаев, традиций, возникающих у большого коллектива людей на основе общности социально-экономических условий их жизни. Общество – нелинейная самоорганизующаяся система, представляющая совокупность людей, связанных способами совместной деятельности, отношениями, процессами и объединенных в общности. Общественный прогресс – восходящее, поступательное развитие человечества, связанное с переходом от менее совершенного к более совершенному состоянию. Объективный идеализм - философское направление, признающее первоосновой мира сверхчеловеческое духовное начало. С точки зрения объективного идеализма мир (материя), человек и его сознание рассматриваются как проявление или порождение какого-то высшего, сверхчеловеческого духовного (идеального) мирового начала – Платон, Гегель, неотомизм. Онтология – учение о бытии. Прогресс – форма развития, связанная с переходом от менее к более совершенному состоянию, от низшего к высшему. Противоречие – отношение между противоположностями, которые находятся в единстве и борьбе, единство противоположностей. Развитие – закономерное, качественное и необратимое изменение систем и объектов (материальных, идеальных, общественных); отличается от термина изменение. Рационализм (от лат. – разумный) – направление в гносеологии, признающее разум основой (источником) правильного знания и поведения людей. Чувственное познание, с этой точки зрения, ведет к недостоверному знанию. См. философию Р. Декарта. Регресс– понятие противоположное прогрессу. Форма развития, связанная с переходом от высшего к низшему состоянию. Это движение назад, процессы распада, разрушения, утраты способности системы выполнять необходимые функции. Религия – социальное образование, включающее в себя религиозные институты, систему догматов, культовых и обрядовых действий, взаимоотношений между верующими и религиозными организациями, религиозное сознание. Признаком религиозного сознания является вера в таинственное, сверхъестественное, не подвластное объяснению с точки зрения разума. Основные функции религии: регулятивная, мировоззренческая, коммуникативная, компенсаторная. Сенсуализм (от лат. – чувство, ощущение) – философское направление, признающее чувственную форму познания (ощущения, восприятия) главным источником правильного знания. См. философию Д. Локка. Синергетика (название предложено немецким физиком Германом Хакеном) - междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в 60 – 70 - е годы ХХ столетия. Дисциплина, изучающая законы самоорганизации систем. Синонимы – «наука о самоорганизации», «нелинейная наука». Буквально термин «синергетика» означает «теория совместного действия». Система – совокупность взаимосвязанных элементов, при которой возникают новые свойства и функции системы. При этом ими не обладает ни одна из частей системы, когда они (части, элементы) находятся в разрозненном состоянии. Такие качества называют системными. Система динамическая – такая, которая изменяет свое состояние во времени (например, живой организм, растущее растение, социальная группа, человек). Система нелинейная – такая, которая реально способна развиваться из «одной точки» по многим направлениям, то есть существует «поле путей» эволюции этой системы. Система открытая – такая, которая обменивается с внешней средой энергией (природные системы), веществом (биологические системы), информацией (социальные системы). Система самоорганизующаяся – такая, которая спонтанно (самопроизвольно) переходит из одного состояния в другое, то есть самопроизвольно изменяет свою организацию. Смысл жизни – основная цель (предназначение, ценность) существования человека, которой подчинена вся его жизнь. Солипсизм – точка зрения, согласно которой единственно существующим является только субъективное Я и содержание его сознания. См. философию Дж. Беркли. Социальная жизнь общества – деятельность субъектов (личностей, групп), направленная на сохранение и развитие условий своего существования. Социальная общность – совокупность людей, объединенная в целое по каким-либо признакам. Различают следующие виды общностей: 1) устойчивые (классы, нации, партии) и временные (участники собраний, митингов, пассажиры купе в поезде) 2) объективно складывающиеся (народность, нация) и сознательно создаваемые (партии, общественные организации). Социальная роль – Ожидаемый и одобряемый образ поведения личности, выполняющей определенную социальную функцию – учителя, матери, тинэйджера. Содержание социальной роли закрепляется либо в официальных документах (законах, правилах, инструкциях), либо задается существующими в культуре данного общества обычаями, традициями, нравственными нормами, образцами поведения. Социальная философия – раздел философии, изучающий социальное бытие, т.е. общество и его реальное существование. Предмет социальной философии - исследование наиболее общих законов, движущих сил и перспектив развития общества. Субъективный идеализм – направление в философии, утверждающее, что вещи существуют не сами по себе, независимо от человеческого сознания, а лишь потому, что Я (субъект познания) их воспринимает чувствами, ощущениями. Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, позитивизм. Танатология – учение о смерти, ее причинах и признаках. Темперамент – характеристика личности со стороны динамики ее поведения. Это скорость, интенсивность, темп, ритм психических процессов и состояний. Техника (от греч. – искусство, мастерство) - совокупность средств деятельности, направленных на изменение мира (предметов, вещей) в соответствии с потребностями и желаниями человека. Основные виды техники: производственная, транспортная, военная, техника образования, культуры, быта, медицины, связи, науки, управленческого аппарата. Тотем – знак рода. Тотемизм- вера в то, что прародителем (чаще – прародительницей) рода является какое- либо животное. Философия - особый способ теоретического (абстрактного) познания мира, человека и взаимоотношений между человеком и миром. Феномен - явление, данное человеку в опыте, в отличие от ноумена, постигаемого разумом. Функция – роль, которую определенное явление, предмет, социальный институт выполняют в общественной жизни. Характер – совокупность устойчивых черт личности, определяющая типичные для нее способы поведения. Характер формируется на базе темперамента в процессе жизни и деятельности личности. Основой характера является воля. Цивилизация – 1) высшая ступень развития общества, следующая за первобытными стадиями (дикость и варварство); 2) результат общественного развития, совокупность материальных и духовных ценностей, овеществленных в форме городской культуры. Человек – биосоциальное существо, обладающее разумом, сознанием, свободой, способностью к деятельности и творчеству. Эйдос (от греч. - образ, вид) – в философии Платона - первоначало всех вещей и явлений (идея), духовные, то есть нематериальные, образования. Они неизменны, существуют вечно. Идеи невозможно обнаружить при помощи органов чувств. Эмпиризм ( от греч. – опыт) – направление в теории познания, которое признает, что источником знания является чувственный опыт. Противоположностью эмпиризма является рационализм. См. философию Ф. Бэкона. Эпикуреизм – (названо по имени древнегреческого философа Эпикура) – учение и образ жизни, рассматривающие материальные и духовные наслаждения, удовольствия в качестве главной цели жизни.
|