КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Субъективный идеализм Дж. Беркли.Все упомянутые до этого философы не сомневались в реальности окружающего мира, как бы он ни возник, и в возможности его познания, какие бы средства для этого они не выбирали. Первым, кто стал утверждать противоположное – мир существует лишь как комплекс ощущений конкретного субъекта, а не объективно, то есть вне и независимо от него, и познать мир нельзя был Джордж Беркли (1685 – 1753) – английский философ. Основной его труд – «Трактат о началах человеческого знания» (1710 год). Главная цель работы: подвергнуть критике атеизм и материализм, доказать их ложность. Для решения этой задачи Беркли использовал принципы сенсуализма, разработанного Локком, а именно идею о том, что источником знаний человека о мире является чувственный опыт. Философия Беркли получила название «субъективный идеализм».Это точка зрения, согласно которой вещи существуют не сами по себе, независимо от человеческого сознания, а лишь потому, что их воспринимают чувствами, ощущениями, т.е. первооснова мира - это ощущения человека. Беркли предлагает свое учение о вещах. Что такое вещь? 1. Это совокупность ощущений человека, который эту вещь воспринимает. То есть любая вещь – книга, яблоко, дом, стол - существует только потому, что она воспринимаются чувственно, или "Вещи - это комбинации ощущений". 2. Из этой посылки следует вывод: если существует только то, что мы ощущаем, товне субъекта нет объекта. Тогда получается, что ощущения человека первичны, а вещи вторичны. 3. Внешний мир – это продукт мира субъективного. Существовать значит быть воспринимаемым. 4. Если вещи существуют лишь тогда, когда они воспринимаются субъектом, то с исчезновением субъекта должен исчезнуть и сам мир. Кроме того: окружающие нас люди, также как и вещи, есть ничто иное, как совокупность наших ощущений. Следовательно, они существуют лишь тогда, когда их воспринимает другой субъект. Но считать, что существует только один человек и его сознание, а мир и другие люди – это лишь комплекс его ощущений, означает утверждать – с исчезновением людей исчезнет и весь мир. Это абсурдно. Но именно к этому пришел Беркли. Такая точка зрения называется солипсизм. Согласиться с этим Беркли, конечно, не мог. Для преодоления солипсизма философ предложил следующие два рассуждения: 1. В мире существует не один воспринимающий субъект; людей в мире много. Поэтому вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринята другими людьми. 2. Если представить, что исчезли бы все субъекты, то вещи бы при этом все равно не исчезли (не превратились бы в ничто). Они продолжали бы существовать, поскольку есть вечный субъект - Бог. Следовательно, и весь сотворенный им мир не может исчезнуть. Этот вывод приближает Беркли к объективному идеализму. Идеи Беркли сыграли значительную роль в дальнейшем развитии философии. На их основе возникли взгляды позитивистов (Мах, Авенариус) и неопозитивистов (Рассел, Шлик).
|