КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные положения эмпирической философии Ф. Бэкона.Подвергая критикесредневековую схоластику, как философию, оторванную от жизни, не связанную с опытом, Ф. Бэкон заложил основы эмпиризма. Философия должна «спуститься с заоблачных высот на землю» и заниматься проблемами, которые можно проверить с помощью опыта. Большое внимание Бэкон уделял проблемам науки, писал о необходимости «великого восстановления наук». Философ предлагает новое понимание роли науки: она должна служить практике и приносить пользу обществу и государству, избавлять людей от нищеты, болезней, голода, способствовать развитию техники. Для этого необходимо изменить и роль философии, ее задачи и функции: философия должна помогать науке в познании мира и разработать для этого соответствующие методыпознания. В связи с этим Бэкон задумывается над тем, что мешает правильному познанию и создает учение о призраках (идолах). Призраки – это препятствия, которые возникают перед учеными на пути познания истины. Бэкон выделил четыре вида таких препятствий. 1. Призраки рода - препятствия, которые присущи человеку как особому роду живых существ. Они проявляются в том, что люди часто переносят свои человеческие оценки и качества на окружающую природу. Это мешает правильному познанию. Например, гилозоизм, панпсихизм, телеология. 2. Призраки пещеры – заблуждения, присущие либо отдельным людям, либо определенным группам людей. Это предрассудки, ограниченность взглядов – люди смотрят на мир узко, как бы из пещеры. Например, это религиозная нетерпимость или нетерпимость одних научных школ к другим. 3. Призраки рынка (площади) – препятствия, возникающие между людьми в сфере общения. Например, это употребление одних и тех же слов в разных значениях, искажения, которые могут возникать при языковом общении между людьми. 4. Призраки театра – препятствия, связанные с влиянием старых взглядов, отживших теорий, былых авторитетов. Например, это слепое, некритическое следование авторитетным чужим мнениям, либо каким-то текстам. Вывод: знание и преодоление четырех препятствий, подстерегающих ум человека, очищает путь к истине, помогает избежать многих ошибок. Однако и сегодня, спустя почти 400 лет, и субъективизм (взгляд из пещеры), и «информационный шум» в ходе необычайно развившихся контактов между учеными, и некритичное отношение к сложившимся теориям и научным авторитетам продолжают препятствовать развитию научного знания. Учение Бэкона об эмпирическом методе познания. Есть три возможных пути получения знаний. Только один из них правильный. - Путь паука – паук ткет паутину из самого себя. Это аналогия выведения знаний из разума, получение их только путем размышлений, без обращения к опыту, эксперименту. Она представляет собой позицию рационализма и является неправильным путем познания. - Путь муравья – ученый, который подобно муравью тащит всякий сор, собирает разрозненные факты, и не умеет их обобщать (узкий эмпиризм) тоже идет неправильным путем познания. - Путь пчелы – такой ученый собирает нужные факты (подобно пчеле, извлекающей из цветов нектар) и перерабатывает их в истинное знание, подлинный мед. Это единственный правильный путь познания. Бэкон разрабатывает правила, которыми должен руководствоваться ученый «на пути пчелы». Свой эмпирический метод познания он назвал индукцией, смысл которой состоит в том, чтобы ученый получал знания из фактов, опыта, обобщал эти данные и на этой основе делал выводы. Итак, Бэкон является представителем методологического эмпиризма. Согласно этой позиции научное знание должно основываться на систематизированных определенным образом данных органов чувств, то есть на опыте и эксперименте.
|