КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные принципы и положения философии марксизма.1. Материалистическое решение основного вопроса философии. Основной вопрос философии – это вопрос об отношении сознания и материи. Его смысл впервые изложен в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». Этот вопрос, по мнению Энгельса, имеет две стороны: первая сторона – что первично, материя или сознание? Марксизм утверждает, что первична материя. Вторая сторона – познаваем ли мир? Марксизм признает, что мир познаваем. 2. Соединение материализма и диалектики. Здесь следует рассказать о том, что такое материализм, в чем сущность диалектики. 3. Учение о материи. Учение о материи.Этот материал может быть раскрыт на основе ленинского определения материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и существует независимо от них»; «… единственное свойство материи - это быть объективной реальностью, то есть существовать вне человеческого сознания». Выводы, вытекающие из приведенного определения: материя – понятие для обозначения объективной реальности; материя отображается органами чувств и существует независимо от человека; материя не отождествляется с конкретными свойствами предметов или с первовеществом; материя никем не создана, она бесконечна, вечна, всегда движется и развивается в объективно существующих пространстве и времени. 4. Материалистическое понимание истории. Его смысл заключается в следующем: развитие общества представляет собой закономерный естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций. Главным фактором общественного развития являются экономические и, прежде всего, производственные, отношения. Они характеризуют отношение людей к средствам производства, то есть к собственности. В каждом обществе они есть фундамент, базис, на котором «выстраивается» все остальное общественное здание – надстройка. Существует несколько типов производственных отношений и все многообразие социальных организмов (стран, государств) можно свести к нескольким основным типам. Эти основные типы в марксизме получили название общественно-экономической формации. Каждый тип общества основан на определенном способе производства, который представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. В обществе действует закон соответствия производительных сил уровню развития и характеру производственных отношений. Развитие производительных сил ведет к смене производственных отношений, а это, в свою очередь, - к смене типа общества. Обычно это происходит путем революции. Общая направленность процесса смены общественно-экономических формаций такова - от первобытного общества к коммунизму.
|