КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КОМИЧЕСКОЕ 265находят смешным. Истина эта равно применима к отд. индивидам, целым обществам и эпохам (то, что не кажется сметным одной культурно-историч. среде, начиная с обычаев, одежды, занятий, обрядов, форм развлечений и т. п., вызывает смех у другой и наоборот), а также к нац. характеру, как это обнаруживается и в иск-ве. Величайшим объективным источником К. является, сохраняя при этом «игровой» характер, история человеч. общества, смена отживших социальных форм новыми. Старый строй общества — это «...лишь комедиант такого миропорядка, действительные герои которого уже умерли... Последний фазис всемирно-исторической формы есть её к о-м е д и я ... Почему таков ход истории? Это нужно для того, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 418). С полным правом можно говорить о «геркулесовой работе смеха» (М.М.Бахтин) в истории культуры по освобождению человеч. сознания от всякого рода «чудищ» — ложных страхов, навязанных культов, отживших авторитетов и кумиров, о духовно-терапевтич. роли К. в быту и в иск-ве. Единств. объект К. — это человек (и человекоподобное в зверях, птицах и т. д.). К. поэтому чуждо архитектуре, а др. иск-вам свойственно в разной мере. Наиболее благоприятна для универс. природы К. художеств. лит-pa, где на К. основан один из главных и наиболее игровой вид драмы — комедия. • Чернышевский Н. Г., Возвышенное и К., ПСС., т. 2, М., 1949; Бергсон А., Смех n жизни и на сцене, пер. с франц., СПБ, 1900; Саккетти Л., Эстетика в общедоступном изложении, т. 2, П., 1917, гл. 12—13; Сретенский Н. Н., Историч. введение в поэтику К., ч. 1, Ростов н/Д., 1926; Бахтин М. М., Творчество Ф. Рабле и нар. культура средневековья и Ренессанса, М., 1965; Пинский Л. Е., Комедии и К. у Шекспира, в кн.: Шекспировский сборник, М., 1967; Б о p е в Ю. Б., К., М., 1970; Π ρ ο π π В. Я., Проблемы комизма и смеха, М., 1076; Ж а н Поль, Приготовит, школа эстетики, М., 1981; Llpps Th., Komik und Humor, Lpz., 19222; J ü n g е г F. G,, Über das Komische, Fr./M., 1948'; P l e s-sner H., Lachen und Weinen, Bern, [1950]2. Л. Е. Пинский. КОММУНИЗМ(от лат. communis — общий), 1) коммунистич. общество, общественно-экономич. формация, закономерно посредством революц. преобразования общества сменяющая капитализм. Коммунистич. общество основано на обществ. собственности на осн. средства производства и предполагает высшее раави-тие материального и духовного производства. Конечной целью коммунистич. преобразования общества является создание условий для всестороннего свободного развития каждого человека и всего общества в целом; 2) полный коммунизм, вторая (высшая) фаза коммунистич. общества; 3) науч. К. (науч. социализм)— марксистско-ленинская теория коммунистич. преобразования общества, включающая и теорию самого коммунистич. общества (см. Научный коммунизм); 4) различные учения (утопич. К.), в к-рых в качестве цели и идеала выдвигается установление бесклассового общества, но в к-рых представления о таком общество и способах его достижения отличаются от науч. К. Науч. теория коммунистич. общества была разработана классиками марксизма-ленинизма. Становление и развитие этой теории в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина прошло ряд осн. этапов, к-рые определялись крупнейшими историч. событиями: европ. бурж.-демократич. революциями 1848—49, Парижской Коммуной 1871, переходом в кон. 19 в. от домонополистич. капитализма к империализму, Великой Окт. социалистич. революцией, ознаменовавшей начало перехода человечества к коммунистич. обществ. формации. В деятельности Маркса и Энгельса выделяются три осн. этапа: 1842—48, 1848—71, 1871—95. С момента перехода Маркса и Энгельса к материализму и коммунизму (1842) начался процесс стано-
|