Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ. для нас своеволие — отказаться это делать, но отказ не означает свободу действий — мы и тогда не вольны делать то




Читайте также:
  1. Х.ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
  2. ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
  3. ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
  4. ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
  5. ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
  6. ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
  7. ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
  8. ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
  9. ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
  10. ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ

для нас своеволие — отказаться это делать, но отказ не
означает свободу действий — мы и тогда не вольны
делать то, что хочется. Это не своеволие, а свобода
воли с отрицательным знаком — неволие. Можно из-
менить своему предназначению и дезертировать, но
дезертировать можно, лишь загнав себя в подвалы
своей судьбы. Я не могу убедить каждого ссылкой на
его собственный опыт, потому что не знаю этого опы-
та, но вправе сослаться на то общее, что вошло в судь-
бу каждого. Например, на общее всем европейцам — и
куда более прочное, чем их публичные «идеи» и «взгля-
ды,— сознание того, что современный европеец не мо-
жет
не ценить свободу. Можно спорить, какой именно
должна быть эта свобода, но суть в ином. Сегодня
самый махровый реакционер в глубине души сознает,
что европейская идея, которую прошлый век окрестил
либерализмом, в конечном счете и есть то непрелож-
ное и неизбежное, чем сегодня стал, вольно или нево-
льно, западный человек.

И как бы неопровержимо ни доказывали, насколь-
ко ложной и гибельной была любая попытка осущест-
вить этот непростительный императив политической
свободы, вписанный в европейскую историю, конеч-
ным остается понимание его подспудной правоты.
Это конечное понимание есть и у коммуниста и
у фашиста, судя по их усилиям убедить себя и нас
в обратном, как есть оно — хочет он того или нет,
верит он в это или нет* — у католика, сколь бы пре-
данно ни чтил он «Силлабус» 14. Все они знают, что,

 

* Каждый, кто верит, согласно Копернику, что солнце не заходит за гори-
зонт, изо дня в день видит обратное, и, поскольку очевидность мешает убежде-
нию; продолжает верить в него. В нем научная вера непрерывно подавляет
влияние первичной или непосредственной веры. Так и упомянутый католик своей
догматической верой отвергает свою подлинную, личную веру в насущность
свободы. Я упомянул его в качестве примера и только для пояснения своей
мысли, а не для того, чтобы подвергнуть такому же строгому суду, какому
подвергаю современного массового человека, «самодовольного недоросля». Со-
впадают они лишь в одном. Вина «недоросля» в том, что он целиком не
самобытен. У католика же бытие подлинно, но не целиком. Но даже это
частичное совпадение мнимо. Католик изменяет себе в той сфере бытия, где он
сын своего времени и, хочет он того или не хочет, современный европеец;
и изменяет потому, что стремится остаться верным другой властной сфере своего
бытия - своей религиозной вере. Это означает, что судьба его, по существу,
траична. И он принимает ее такой. «Самодовольный недоросль», напротив,
дезертирует, изменяясебе по безалаберности, а всему остальному — единственно
из трусости и желания увильнуть при малейшем намеке на трагедию.




Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 4; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты