КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
VII ВЛЮБЛЕННОСТЬ, ЭКСТАЗ И СОСТОЯНИЕ ГИПНОЗА
Заметив, что служанка становится рассеянной, хо- зяйка понимает, что она влюбилась. Закрепощенное внимание не позволяет бедной женщине с интересом относиться к окружающему ее миру. Она живет в упо-
ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ
ении, уйдя в себя, ежесекундно созерцая запечатленный в ее душе образ любимого. Эта сосредоточенность на собственном внутреннем мире делает влюбленного по- хожим на сомнамбулу, лунатика, «очарованного». И в самом деле, влюбленность — это очарованность. Любовный напиток Тристана издавна с редкой пласти- чностью раскрывает загадочную природу «любви».
В обиходной речи, оттачивающейся тысячелетия- ми, бьют чудные родники психологических наблюде- ний, абсолютно достоверных и до сих пор не учтенных. То, что вызывает влюбленность,— это всегда «чары». И это понятие из области магии, применяемое к пред- мету любви, показывает нам, что от народного созна- ния, творящего язык, не ускользнула сверхъестествен- ность и известная предосудительность того состояния, в котором оказывается влюбленный.
Старинный стих — cantus и carmen — служил маги- ческой формулой. Проявлением и магическим итогом формулы было incantatio. Отсюда — «чары», а во фран- цузском из carmen — charme.
Однако, каковы бы ни были отношения влюблен- ности с магией, на мой взгляд, существует более глубо- - кая, чем это признавалось до сих пор, связь между нею и мистическим состоянием. На мысль об этом корен- дом родстве должно было навести то обстоятельство, что. неизменно, с поразительной последовательностью мистик для выражения своих чувств прибегает к лю- бовной лексике и образности. Обращаясь к мистичес- ким учениям, трудно было этого не заметить, однако все ограничивались утверждением, что речь идет всего лишь о метафорах.
К метафоре относятся так же, как и к моде. Есть категориям людей, которые, признав что-либо метафо- рой или модой, тем самым как бы зачеркивают его и лишают исследовательского интереса. Как будто метафора и мода не такая же реальность, как и все остальное, и они не подчиняются столь же непрелож- ным законам, как те, что ведают движением планет.
Однако, если всеми изучавшими мистицизм при- знавалось широкое использование в. нем любовной лексики, незамеченным осталось одно частное, но мно- гозначительное обстоятельство. А именно тот факт, что и влюбленный питает пристрастие к религиозным
13 Заказ № 1435 385
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
оборотам. Согласно Платону, любовь — это «божест- венная» одержимость, а каждый влюбленный обоже- ствляет свою возлюбленную, чувствует себя рядом с ней «как на небе» и т. д. Этот любопытный лек- сический взаимообмен между любовью и мистициз- мом наводит на мысль об общих корнях.
Мистическое состояние и впрямь напоминает влю- бленность. Они совпадают даже в своем докучливом однообразии. Подобно тому как, влюбляясь, влюбля- ются одинаково, мистики всех времен и народов про- шли один и тот же путь и сказали, в сущности, одно и то же.
Возьмем любую мистическую книгу — индийскую или китайскую, александрийскую или арабскую, не- мецкую или испанскую. Всегда речь в них идет о транс- цендентном путеводителе, стремлении души к Богу. И этапы пути и те силы, которые оказывает ей под- держку, неизменно одни и те же, не считая отличий внешнего и случайного характера *.
Я прекрасно понимаю и, если угодно, разделяю ту неприязнь, которую испокон веков Церковь выказы- вала по отношению к мистикам, как будто опасаясь, что похождения исступленного духа ведут к ниспровер- жению религий. Исступленный — в известном смысле помешанный. Ему не хватает чувства меры и душевной ясности. Он придает единению с Богом неистовый характер, претящий безмятежной основательности ис- тинного священника. Дело в том, что находящаяся в состоянии экстаза монахиня вызывает у католичес- кого теолога такое же презрение, какое китайский ман- дарин испытывает к мистику-даоисту. Приверженцы тотального хаоса непременно предпочтут анархию и дурман мистиков ясному и упорядоченному складу ума священников, то есть Церкви. Мне трудно с ними в этом согласиться. Для меня неоспоримо, что любая теология ближе подводит нас к пониманию Бога, гово- рит нам больше о природе божественного, чем все экстазы всех мистиков, вместе взятых. Если вместо
* Единственно существенное отличие состоит в следующем: некоторые мистики были «помимо прочего» великими мыслителями и наряду со своим мистицизмом передают нам свои доктрины, нередко гениальные. Таковы Плотин или Мейстер Экхарт. Однако в области собственно мистики они неотличимы от самых заурядных исступленных.
ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ
того, чтобы изначально скептически относиться к ис- ступленному,— прислушаться к нему и задуматься, что же дают нам его трансцендентные погружения, заслу- живает ли его духовный опыт внимания, мы вынуж- дены будем признать, что услышали от него сущие пустяки. Мне кажется, что европейское сознание вплотную подошло к новому откровению о Боге, но- вым подтверждениям его существования, самым суще- ственным. Но я сильно сомневаюсь, что обогащение наших представлений о божественной сути идет к нам по подземным извивам мистики, а не по залитым светом дорогам анализирующей мысли. Теология, а не экстаз.
Однако вернемся к нашей теме.
Мистицизм также является проявлением заинтере- сованности. Первое, что нам рекомендует мистическая методика,— это обратить на что-то свое внимание. На что? Самая скрупулезная, толковая и известная мето- дика, а именно йога, простодушно раскрывает безот- четность зарождающегося состояния, ибо на интересу- ющий нас вопрос отвечает: на что угодно. Таким об- разом, вовсе не объект определяет или же вызывает явление: напротив, он служит всего лишь предлогом к тому, чтобы душа пришла в неестественное состоя- ние. Действительно, особое внимание обращают на что-либо только для того, чтобы перестать обращать внимание на все остальное. Ступая на мистический путь, мы изгоняем из нашего внутреннего мира мно- жество объектов, позволявших вниманию свободно перемещаться с одного из них на другой. Так, согласно Сан Хуану де ла Крус, предпосылкой для любого странствия в запредельное служит «покойная оби- тель». Обуздание влечении и любопытства; «великое отречение от всего»,— по словам Святой Тересы, «вы- свобождение души»; другими словами, полный отрыв от корней и сцеплении наших многочисленных жиз- ненных интересов, дабы «предуготовиться к слиянию» (Святая Тереса),— все это служит одной цели. Сход- ным образом индус формулирует условие овладения таинствами мистицизма: nanatvam na pasyati — не за- мечать толпы и многообразия.
Изгнание вещей, по которым обычно скользит наше внимание, достигается безусловным закрепощением
13* 387
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
души. В Индии любая вещь может служить этой цели, сама же наука называется kasina. Можно, к примеру, раскатать глиняную лепешку, положить ее рядом с со- бой и сосредоточить на ней свое внимание. Или созер- цать с высоты бегущий ручеек, или же смотреть на лужу, в которой отражается свет. Или зажечь огонь, поставить перед ним щит с проделанным в нем отвер- стием и смотреть сквозь него на пламя. Возникает нечто подобное эффекту воздушного насоса, о кото- ром выше в какой-то мере шла речь, благодаря чему влюбленные «подчиняются чужой воле».
Не может быть мистического экстаза без предшест- вующего ему опустошения души. «Вот почему,— по словам Сан Хуана де ла Крус,— Господь распорядился, чтобы алтарь, на котором должна приноситься жерт- ва, был полым», «дабы уразумела душа, сколь полой, избавленной от всех вещей ее хотел бы видеть Гос- подь»*. Один немецкий мистик еще энергичнее выра- зил это отчуждение внимания от всего, кроме Бога,— сказав: «Я изродился». А тому же Сан Хуану принад- лежат прекрасные слова: «Я не сторожу стадо», то есть он отринул от себя все заботы.
Наконец самое удивительное: изгнав из души все многообразие мира, мистик станет нас убеждать, что он вплотную приблизился к Богу, что он исполнен Богом. Другими словами, что именно Бог и заполняет собой эту пустоту. Поэтому Мейстер Экхарт говорит о «безмолвной пустыне Бога» 25, а Сан Хуан — о «тем- ной ночи души», темной и вместе с тем полной света, настолько полной, что, беспрепятственно разливаясь повсюду, свет оборачивается мраком. «Таково свойст- во души очищенной и освобожденной от всех частных влечений и привязанностей, которая, отказавшись от всего и отвернувшись от всего, обитая в своей темной, непроглядной пустоте, предрасположена к приятию всего мира, дабы сбылось в ней изречение Святого Павла: «Nihil habentes et omnia possidentes» («Мы ни- "чего не имеем, но всем обладаем»26). Сан Хуан в дру- гом месте дает еще более яркое определение этой преисполненной пустоты, этого сияющего мрака: «гул- кое одиночество».
* См.: Baruzi J. Saint Jean de la Croix et le probléme de l'experience mystique. Paris, 1924.
ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ
VIII
Итак, мы остановились на том, что мистик, подо- бно влюбленному, достигает неестественного состоя- ния, «сосредоточив» все свое внимание на одном объекте, назначение которого только в том, чтобы отвлечь внимание от всего остального и обеспечить опустошение души.
И все же «жилище», в котором мистик пренебрегает всем остальным, чтобы лицезреть "лишь Бога, не самое сокровенное — и выше можно подняться по стезе ис- ступленности.
Бог, к которому стремятся усилием воли, имеющий границы и очертания; Бог, в раздумьях о котором прибегают к помощи чего бы то ни было; наконец, Бог, оказывающийся объектом для нашего внимания, слишком напоминает посюсторонний мир, чтобы дей- ствительно быть Богом. Вот где истоки доктрины, парадоксальные контуры которой то и дело вырисовы- ваются на страницах сочинений мистиков, убеждаю- щих нас, что стремиться надо к тому, чтобы не думать «даже» о Боге. Ход рассуждений при этом приблизите- льно следующий: если неотступно думать о Нем, тя- нуться к Нему, наступает момент, когда Он перестает быть чем-то внешним для нашей души и отличным от нее, находящимся вне и перед нею. Другими словами, перестает быть objectum и превращается в injectum 27. Бог проникает в душу, сливается с ней, или, как приня- то говорить, душа растворяется в Боге, перестает вос- принимать себя как нечто отдельное. Именно этого слияния и жаждет мистик. «И становится душа — я говорю о самом сокровенном в этой душе — как будто бы единым целым с Богом»28,— пишет Святая Тереса в «Седьмом жилище». При этом речь не идет о том, что этот союз ощущается как нечто недолговечное, достигаемое сегодня и затем утрачиваемое. Мистик воспринимает это слияние как непреходящее, подобно тому как влюбленный клянется в вечной любви. Свя- тая Тереса решительно настаивает на разграничении между двумя типами единения: первый можно «уподо- бить двум свечам, настолько соединившим свое пламя, что кажется, будто свеча одна... Однако их без труда можно отделить одну от другой, и снова перед нами
|