КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ. две свечи». Другой, напротив, можно «уподобить воде, падающей с неба в реку, или ручью, где она смешива- ется настолько
две свечи». Другой, напротив, можно «уподобить воде, падающей с неба в реку, или ручью, где она смешива- ется настолько, что никому не удастся уже определить и отделить ту, которая была в реке, от той, которая упала с неба; точно так же вода ручейка, впадающего в море, уже неотделима; точно так же, если свет двумя потоками льется в помещение, в нем он будет уже одним светом».
Экхарт прекрасно обосновывает известную ущерб- ность того состояния, при котором Бог является всего лишь объектом раздумий. «Истинное присутствие Бо- га возможно только в душе, а не в мыслях о Боге, неустанных и однообразных. Человек не должен толь- ко думать о Боге, ибо, стоит мыслям иссякнуть, как Бога не станет». Таким образом, высшей ступенью мистического пути будет та, на которой человек про- никнется Богом, станет губкой, впитывающей божест- венность. Ему ничего не стоит теперь вернуться в мир и погрузиться в земные заботы, поскольку он будет, в сущности, как автомат, следовать указаниям Бога. Его желания, поступки и жизненное поведение от него уже не зависят. Отныне ему безразлично, что он делает и что с ним происходит, коль скоро «он» покинул землю, свои дела и стремления, неуязвимый и непро- ницаемый для всего чувственного мира. To, что дейст- вительно было его личностью, эмигрировало к Богу, перетекло в Бога; осталась лишь механическая кукла, некое «создание», которым Бог управляет. (Мисти- цизм в наивысшем своем проявлении непременно смы- кается с «квиетизмом»29.)
Это необычное состояние напоминает «влюблен- ность». Для нее столь же характерен период «слияния», при котором каждый укореняется в другом и живет — думает, мечтает, действует — его жизнью, а не своей. Коль скоро объект любви составляет с нами единое целое, мы перестаем о нем думать. Любые душевные состояния находят отражение в символике мимики и жестов. Периоду «заинтересованности», сосредото- ченности всех помыслов на возлюбленной, которая пока находится «вне», соответствует состояние глубо- кой задумчивости. Неподвижные глаза, застывший взгляд, поникшая голова, склонность к уединению. Всемсвоим обликом мы выражаем некую углублен-
ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ
ность и замкнутость. В герметичном пространстве нашего прикованного внимания мы высиживаем образ любимого. Лишь когда нас «охватит» любовный эк- стаз и исчезнет граница, отделяющая нас от воз- любленной, точнее, когда я — это и я и любимая, наш облик обретает это прелестное épanouissement 30, истинное выражение счастья. Взгляд, который ста- новится мерцающим и мягким, едва отличая объекты, снисходительно одаривает их лаской, ни на одном из них не останавливаясь. При этом рот бывает слегка приоткрыт в неопределенной улыбке, постоянно иг- рающей в уголках губ. Выражение лица, свойственное дурачкам,— отупелое. Когда ничто во внутреннем или внешнем мире не владеет нашим вниманием, душе, как неподвижной глади вод, остается лишь безмя- тежно покоиться («квиетизм») в лучах всепоглоща- ющего солнца.
Подобное «блаженное состояние» знакомо как влюбленному, так и мистику *. Эта жизнь и этот мир, добро и зло, не затрагивают их чувств, не представ- ляя для них никакого интереса. В обычном же состоя- нии мы к ним далеко не безразличны, они западают нам в душу, тревожат и терзают. Потому нас тяготит собственное бытие, которое мы выдерживаем с тру- дом, ценой неимоверных усилий. Однако стоит нам куда-либо перенести средоточие нашей душевной жиз- ни, переместить его в другого человека, как проис- ходящее в этом мире обесценивается для нас и обес- смысливается, как бы выносится за скобки. Проходя среди вещей, мы не ощущаем их притяжения. Как если бы существовало два взаимопроникающих и не равновеликих мира: мистик только кажется живущим в земном; на самом деле он обитает в другом, далеком крае, наедине с Богом. «Deum et animan. Nihilne plus? Nihil omnino»31,— пишет Августин Бла- женный. Точно так же и влюбленный проходит мимо нас, не испытывая никаких душевных волнений. Он полагает, что его жизнь предрешена, казалось бы, навсегда.
В «блаженном состоянии» жизнь человека — будь
* Нетрудно заметить, что я не затрагиваю вопроса о религиозном значе- нии «блаженного состояния». Речь, собственно говоря, идет лишь об особен- ностях психологического состояния, общего для мистиков всех религий.
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
он мистик или любовник — становится беспечной и пресной. "С барским великодушием он налево и на- право раздаривает улыбки. Однако барское великоду- шие не предполагает душевной щедрости. Это велико- душие весьма мелкой души; в сущности, оно порож- дено презрением. Тот, кто убежден в своем высоком предназначении, «великодушно» осыпает ласками лю- дей низшего сорта, не представляющих для него опас- ности уже хотя бы потому, что он с ними не «связан», не живет с ними единой жизнью. Верх презрения про- является в отказе замечать недостатки ближнего, так же как в стремлении озарять его, со своих недосяга- емых высот, ласкающим светом своего благополучия. Тем самым для мистика и столь напоминающего его влюбленного все исполнено прелести и очарования. Дело в том, что, уже достигнув слияния и снова взгля- нув на вещи, он их-то как раз и не видит, а видит их отражение в том, что отныне для него только и суще- ствует — в Боге или в любимой. И тем очарованием, которого нет в самих этих вещах, их щедро наделяет зеркало, в котором он их видит. Прислушаемся к Эк- харту: тот, кто отринул вещи, обрел их вновь в Боге, подобно тому, кто, отвернувшись от пейзажа, находит его бесплотным, отраженным в чарующей глади озера. Вспомним также известные стихи нашего Сан Хуана де ла Крус:
«Своими милостями щедро одаряя,
Он торопливо над листвой дерев скользнул.
Все твари замерли, взирая.
Под их благоговейный гул
Он обликом своим весь мир обволокнул»32.
Мистик — губка, впитывающая Бога,— отчасти чу- рается вещей; только Господь, растворенный во всем, их облагораживает. И в этом ему подобен влюб- ленный.
Впрочем, было бы ошибкой восторгаться «душе- вной щедростью» мистика и влюбленного. Они благо- склонны ко всему живому именно потому, что в глуби- не души ко всему равнодушны. Они транзитом спе- шат — к своему. В действительности частые задержки им несколько докучают, как барину нужды «поселян». Это изумительно выразил Сан Хуан де ла Крус:
ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ
«Любимый, я к тебе спешу — Да будет путь свободен»33 .
Отрада «блаженного состояния», в чем бы оно ни про- явилось, заключается в том, что некто находится за преде- лами мира и себя. Именно это буквально и означает «эк- стаз»: быть за пределами себя и мира. При этом отметим, что существует два противоположных типа людей: те, кто испытывают радость, лишь находясь за пределами себя, и те, кто, наоборот, ощущают довольство, лишь замкнув- шись на себе. Для выхода из себя существует множество способов, от алкоголя до мистического транса. Столь же многочисленны — от холодного душа до философии — и способы замкнуться на себе. Два этих типа людей резко отличаются друг от друга во всех жизненных проявлени- ях. Есть, к примеру, сторонники исступленного искусства, для которых наслаждаться красотой — значит «трепе- тать». Другие, напротив, не мыслят подлинно эстетиче- ского наслаждения вне состояния покоя, обеспечивающего бесстрастное и безмятежное созерцание объекта.
Бодлер выказал свою исступленность, когда на воп- рос, где бы он хотел жить, ответил: «Где угодно, где угодно... лишь бы за пределами мира!»
Стремление «выйти за пределы себя» породило раз- нообразнейшие формы экстаза: опьянение, мистицизм, влюбленность и т. д. Я вовсе не хочу этим сказать, что одно другого стоит; я лишь настаиваю на их видовом родстве и на том, что корнями они уходят в экстаз. Речь идет о людях, которые, не в силах жить, замкнувшись на себе, пытаются выйти из себя и устремиться к тому, кто их поддержит и поведет. Поэтому-то столь органичен для мистики и любви мотив похищения, или умыкания. Быть похищенным — значит не по своей воле куда-то идти, а чувствовать, что тебя кто-то или что-то влечет. Умыкание было древнейшим проявлением любви, доне- сенным до нас мифами о кентавре, преследующем нимф.
До сих пор в римском свадебном обряде сохранил- ся сколок патриархального похищения: жена не долж- на входить в дом мужа сама — муж должен внести ее на руках, чтобы она не коснулась порога. Последним символическим выражением некого похищения являет- ся «транс» и экстаз мистической монахини и потеря, сознания влюбленными.
- 393
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
Однако это удивительное сходство исступленности и «любви» станет более явственным, если их сопоста- вить сеще одним неестественным душевным состояни- ем — загипнотизированностью.
Сотни раз отмечалось, что мистическое состояние чрезвычайно напоминает загипнотизированность. Им сопутствуют транс, галлюцинации и даже сходные те- лесные проявления, такие, как бесчувственность и ката- лепсия.
С другой стороны, мне всегда казалось, что удиви- тельная близость существует также между загипнотизи- рованностью и влюбленностью. Я не решался высказать это предположение, поскольку единственным основани- ем для него, на мой взгляд, служила моя убежденность в том, что состояние гипноза также порождается заинте- ресованностью. Никто тем не менее, насколько мне известно, не взглянул на гипноз с этой точки зрения, несмотря на одно, казалось бы, самоочевидное обстоя- тельство: сон как явление психики зависит от нашего внимания. Клапаред давно заметил, что сон овладевает нами по мере того, как нам удается утрачивать интерес к вещам, приглушать наше внимание. Вся методика борьбы с бессонницей заключается в том, чтобы сосре- доточить наше внимание на каком-либо объекте или же механическом действии, например счете. Считается, что нормальный сон, как и экстаз,— это автогипноз.
Вот почему один из самых умных современных психологов, Пауль Шильдер, счел бесспорным факт тесной связи, существующей между загипнотизирован- ностью и любовью *. Я попытаюсь вкратце изложить его идеи, коль скоро, основанные на совершенно иных, чем у меня, доводах, они замыкают круг совпадений, выявленных в нашем этюде между влюбленностью, экстазом и состоянием гипноза.
IX
Вот первый ряд совпадений между влюбленностью и состоянием гипноза:
В гипнотизирующих манипуляциях очевиден эроти- ческий элемент: плавные, как бы ласкающие пассы
* Über das Wesen der Hypnose. Berlin, 1922. 394
|